Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Повествование

§ 54. Описание состояния окружающей среды (продолжение)

    Упр. 653

1. Представьте себе картины, нарисованные в текстах. К какому типу речи относятся отрывки?

    1) [И вот он (мальчик) на улице.]

    Чёрное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарём на тротуаре. Вкусный запах зимнего воздуха. Всё как сон!

            (По А. Куприну)

    2) Они сидят перед открытой дверцей печки. В комнате не зажжён свет, хотя уже сумерки. Тихо. Тепло.

            (Р. Достян)

2. Выпишите из каждого отрывка предложения со значением состояния среды. Отметьте в них «данное» (если оно есть) и «новое»; укажите части речи, которые называют состояние.

3. Найдите предложение со значением оценки. Охарактеризуйте его по цели высказывания и по интонации.

    Упр. 654

1. Познакомьтесь с фрагментами текста. К какому стилю и типу речи они относятся?

Какие чувства возникают при чтении каждого фрагмента?

Какими средствами языка авторы этого достигают?

    1) Посветлело за окном. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась на небе над рекою семицветная радуга.

            (И. Соколов Микитов)

    2) Зазолотились макушки деревьев. Поднялось над землёй ослепительное солнце. Смеётся, играет лучами.

            (По И. Соколову-Микитову)

    3) На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл как собака, потерявшая хозяина.

            (По А. Чехову)

2. Проведите лингвистический эксперимент: замените в текстах глаголы их видовыми парами. Изменятся ли нарисованные картины?

    Упр. 655. Учимся употрелять средства языка

1. Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Не ошибся ли он в выборе типа речи?

    За окном стоит ясный осенний день. На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья липы и каштанов. На небе нет ни облачка.

2. Укажите серьёзные недочёты в использовании языковых средств, допущенные при построении текста. Какие особенности построения описания состояния среды не учёл автор работы?

Попробуйте улучшить текст; запишите свой вариант.

    Упр. 656

1. Выберите для каждого отрывка зачин (см. материал для справки). Следите, чтобы начало и продолжение соответствовали друг другу.

    1) Небо посинело. В нём уже зажигались первые тусклые звёзды. Заря над лесом почти совсем погасла.

            (По Г. Скребицкому)

    2) Замаслилась дорога. Снег во дворе осел и потемнел. В полдень на солнцепёке всё настойчивее барабанила капель.

            (По Е. Носову)

    3) К утру деревья, телефонные провода, заборы покрылись лохматой изморозью. Солнце встало в каком-то зловещем ореоле.

            (По Е. Носову)

2. Докажите, что вы обеспечили единство темы и развитие мысли. Охарактеризуйте средства языка, которыми рисуется природа.

3. Какой зачин остался без продолжения? Какое развитие мысли он предполагает?

Составьте и запишите несколько предложений, дорисовывающих начатую этим зачином картину.

Для справки:

    Дело уже двигалось к весне.
    Гроза приближалась.
    И вдруг как-то ночыо ударил морозище.
    Начало быстро смеркаться.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru