Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Местоимение

§ 55. Какие слова называются местоимениями (окончание)

Возмите на заметку!

Местоимение, употребляясь в тексте вместо имени существительного, прилагательного или числительного, выступает как их заместитель, разнообразя речь и связывая отдельные предложения в целое высказывание (текст): Туман не висит над озером сплошным белым пологом. Лёгкий ветер разгоняет его, и он плывёт над водой белыми клочьями. (К. Паустовский)

    Упр. 667

Докажите, что местоимения разнообразят речь, помогая избежать ненужных повторов. Для этого укажите, какое слово заменяет местоимение.

Образец записи: Возле воды валялись ветки. Вчера их (=веток) там не было.

    1) На Пете был городской праздничный костюм, из которого (= ...) он (= ...) за лето сильно вырос. 2) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним (= ...) во всю ширину горело, как магний. 3) На тропинке сидела большая лягушка с закрытыми глазами, как заколдованная, и Петя изо всех сил старался на неё (= ...) не смотреть... 4) Пассажиры все, сколько их (= ...) ни было, качнулись назад, будто на них (= ...) спереди дунуло.

            (В. Катаев)

    Упр. 668

1. Прочитайте текст. Затем спишите его, восстанавливая пропущенные местоимения, буквы и знаки препинания.

    Однажды упало из ведра одно семечко и приютилось ... в ящике меж камней и глиной. Долго томилось ... семечко а потом нап..лось росой распалось выпустило из ... тонкие в..лоски к..решка вп..лось ... в камень и глину и стало р..сти.

    Так нач..л жить на свете ... маленький цветок ... было ... питаться в камне и глине; капли дождя упавшие с неба сходили по верху земли и не прон..кали до ... корня а цветок ... жил и жил и рос пом..леньку выше.

            (А. Платонов)

Для справки: себя, это, оно, ими, его, тот, нечем, ему, всё.

2. Графически объясните, почему в предложениях нужно поставить запятые.

3. Выполните лексический разбор выделенного слова.

    Упр. 669

1. Неумелое использование местоимений в речи может породить двусмысленность. Прочитайте такие предложения.

    1) Люда подошла к подруге, она была очень испугана. (Кто был испуган? Люда или подруга?)

    2) Коля приласкал щенка. Он был доволен. (Кто был доволен? Коля или щенок?)

    3) Охотник приблизился к зверю, он убежал. (Кто убежал? Охотник или зверь?)

    4) Миша попросил друга положить книгу в свой портфель. (В чей портфель?)

2. Перестройте данные предложения так, чтобы не было двусмысленности, и запишите их в исправленном виде.

Образец записи: Ира попросила Катю дать свою ручку. — Ира попросила, чтобы Катя дала ей свою ручку.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru