Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Правописание

§ 7. Правописание окончаний (окончание)

    Упр. 58

1. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы.

    Есть на свете суровый, холодный край, называемый Дальним Севером.

    Там нет ни лесов, ни полей — есть только одна тундра, вся затянутая ледяной корой. Море, которое омыва..т этот студёный край, называ..тся Баренцевым. Это холодное море, но в нём проход..т тёплое течение Гольфстрим, и от этого море не замерза..т. Там стоял во время Великой Отечественной войны наш Северный флот.

      (С. Георгиевская)

2. Объясните употребление прописных букв. В каких ещё случаях употребляется прописная буква? Запишите примеры.

3. Обозначьте безударные личные окончания глаголов и поясните, как определяется их правописание.

4. Подчеркните грамматические основы предпоследнего предложения и составьте его схему.

    Упр. 59

1. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов в таком порядке: а) орфограммы корня; б) правописание окончаний; в) другие орфограммы.

    Пр..рода разг..варива..т с ч..ловек..м, предупрежда..т или гр..зит, пуга..т или поощря..т. Со(лн, н)це дружески подмигива..т из-за ту(ч, чь), посылая лу(ч, чь) света. Гром грозно окрикива..т непослушн..го вол(е, и) богов... Всё это стало теперь поэтическими обр..зами, но раньше эти обр..зы во..прин..мялись не в переноси..м зн..чени(е, и), а в пр..мом.

      (А. Кондратов)

2. Найдите в тексте приёмы олицетворения.

3. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения.

4. Выполните словообразовательный разбор выделенного слова.

    Упр. 60

1. Прочитайте и озаглавьте текст. Сравните его с текстом упр. 58 и сделайте выводы.

    В тундре — весна. Звенят большие и малые руч(?)и. Со стоном взлам..ваю(т, ть)ся речушки в горах. <...>

    Вода всюду. Ступ..шь ногой в мох — и мох сочи(т, ть)ся. Трон..шь мшистую кочку — и кочка сочи(т, ть)ся. Стан..шь робко ногой на ледок — из-под ледка брызн..т вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас — сплошное болото. Оно ож..влённо всхлип..ва..т под сапогами, мягкое, податливое, покрытое ж..лтой прошлогодн..й травой и нежным весенн..м мхом, похож..м на ц..плячий пух.

    Весна вход..т в тундру робко и неуверенно. Ост..навл..ва..тся. Огляд..ва..тся. Испуганно зам..ра..т под неожиданным нордом и всё-таки идёт, идёт...

      (Б. Горбатов)

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

3. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы, объясните правописание.

4. Поясните, как вы определяли правописание окончаний глаголов и прилагательных, а также суффиксов глаголов.

5. Подчеркните грамматическую основу выделенного предложения, объясните постановку тире. Выполните синтаксический разбор этого предложения.

    Упр. 61

1. Озаглавьте текст и перепишите его.

2. Объясните, что произойдёт, если в выделенном слове изменить ударение. Сделайте выводы.

3. Из первого и второго абзацев текста выпишите слова, в которых есть звуки [х] или [х’]. Выполните фонетический разбор этих слов.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru