|
|
|
Речь
§ 9. Что мы знаем о тексте
Упр. 74 Даны толкования некоторых из перечисленных выше понятий. Догадайтесь, каких именно. Вставьте вместо точек нужный термин. 1) ... — относительно законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений. 2) ... — то, о чём говорится в тексте. 3) ... — то, что говорится о предмете речи. 4) ... — часть текста, которая начинается с красной строки. Упр. 75 1. Перед вами три записи. Чем они различаются? 1) Сентябрь, двадцать третий, и, день, равен, ночь. 2) Двадцать третьего сентября день и ночь равны. 3) Двадцать третьего сентября день и ночь равны. Они длятся по 12 часов. Поэтому 23 сентября называют днём осеннего равноденствия. 2. Опираясь на известные вам признаки, докажите, что последняя запись — это текст. Проведите эксперимент: прочитайте предложения текста в обратном порядке. Почему в таком виде запись понимается труднее? Объясните, почему при создании текста нужно заботиться о последовательности изложения мыслей.
Перед вами две группы предложений. Расставьте их так, чтобы получилось два текста. Если вы выполните задание правильно, то узнаете, для чего нужен тексту заголовок, как соотносятся микротема и абзац. Полученные тексты запишите и озаглавьте. I. 1)Ведь в нём обычно отражается тема или основная мысль текста. 2) Конечно, с названия или заголовка. 3) С чего мы обычно начинаем знакомство с новой книгой или рассказом? 4) Поэтому заголовок помогает выбрать нужную книгу. II. 1) Часть общей темы называется микротемой. 2) Развивая какую-либо тему, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. 3) Обычно эти предложения составляют один или два абзаца. 4) Микротема раскрывается в нескольких предложениях. Упр. 77. Учимся создавать текст В книге Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой» есть глава, которая называется «Сочинение на вольную тему». Мальчик, герой повести, получает совет: «Писать можно обо всём! Например, вот об этой чашке! Или о сапогах! Или вот об этой герани!» Вы согласны? Если да, то ответьте, какие действия нужно выполнить пишущему, о чём подумать, чтобы сочинение получилось.
|
|
|