Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 11. Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.

Выпишите выделенные словосочетания, составьте их схемы. Проанализируйте, в каких словосочетаниях изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова; в каких зависимое слово употребляется в той падежной форме, которую требует главное; в каких зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному только по смыслу.

    1) На утиное озеро я шёл по пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые борки́, снова выходил в поле. Мягкая и беззвучная дорога ушла в сторону, и я отступил на твёрдую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки.5

    (Ю. Казаков)

    2) Луна светит. Тихо... Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые ночи вольно, дерзко.

    (В. Шукшин)

    Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления и примыкания.

    В правилах сочетания слов ярко проявляется национальная специфика языка.

    Согласование - вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное: в берёзовую рощу, берёзовой рощей.

    Управление - вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом: читать книгу, восхищаться книгой.

    При изменении формы главного слова падежная форма зависимого слова не изменяется: читаю книгу, читал книгу; восхищаюсь книгой, восхищался книгой.

    Примыкание - вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу: читать громко, читал очень хорошо.

64. Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях. Укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи.

стратегия

    Равнодушный человек, пользоваться компьютером, обид..л (не)нароком, где(то) р..стёт, успеет до pa(с, сс)вета, зан..маюсь историей, собрался в лес, инициатива пр..кращения, курс реформ, стратегия ун..чтожения, анализировать это, обсуждение кандидатуры, адресова(н, нн)ы читателям, факты утраты, правовое государство, показывает сходство, гарантия успеха, тёплый приём, политика соз..дания

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru