Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Второстепенные члены предложения

§ 25. Определение

    Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Найдите определения.

    На какие вопросы они отвечают? Чем выражены?

    Какими языковыми средствами создаётся в стихотворении художественный образ?

    Найдите в стихотворении эпитеты.

    Словами каких частей речи они выражены?

    Какими членами предложения являются?

СНЕЖИНКА

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

    Определение - второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений. Например: вершины спят во тьме (М. Лермонтов)

    Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? Определение служит для распространения и пояснения другого члена предложения (главного или второстепенного). Например: Роняет лес багряный свой убор; Сквозь волнистые туманы пробирается луна; По дороге зимней, скучной тройка бо́рзая бежит; Пустое вы сердечным ты она обмолвясь заменила... (А. Пушкин)

    Пояснение, выражаемое определением, может характеризовать предмет, лицо или явление с разных сторон.

    Определения, отвечающие на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов, например на качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет: Прозрачный лес один чернеет; Златая цепь на дубе том: и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (А. Пушкин)

    Определения, отвечающие на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счёте: Всему пора: уж двадцать пятый раз мы празднуем Лицея день заветный. (А. Пушкин)

    Определения, отвечающие на вопрос ч е й?, указывают на принадлежность предмета: Я гимны прежние пою и ризу* влажную мою сушу на солнце пред скалою. (А. Пушкин)

133. Прочитайте отрывки из повести К. Паустовского «Мещёрская сторона» и лирической повести В. Солоухина «Владимирские просёлки». Какая тема их объединяет? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните определения. Найдите слово, которое употреблено в роли определения и в роли именной части сказуемого.

    1. В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с ч..рной водой. В иных озёрах вода нап..минает блестящ..ю туш(?). Трудно (не)видя представить себе этот насыще(н, нн)ый густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере совершенно пр..зрачная. Этот цвет особенно хорош(?) осен(?)ю когда на ч..рную воду слетают ж..лтые и красные лист(?)я берёз и осин.

(По К. Паустовскому)

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru