Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Повторение изученного в 5 - 7 классах

§ 4. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (окончание)

25. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте части слов, в которых находятся вставленные вами буквы. Подчеркните однородные члены. Составьте схему последнего предложения.

    Детские и юношеские годы никогда (не)обходят(?)ся без экзотик.. .

    Кто в детстве (не)ос..ждал стари(н, нн)ые2 замки (не)пог..бал на к..рабле с изодра(н, нн)ыми в клочья парусами у берегов Магелланова пролива или Новой Земли (не)искал сокровища так ловко запря- та(н, нн)ые Стивенсоном на таинстве(н, нн)ом острове (не)слышал шума знамён в Бородинском бою или (не)пом..гал Маугли в (непролазных дебрях Индонези.. .

    Экзотика сообщает жизн.. ту долю необыкнове(н, нн)ости которая необходима каждому ю(н, нн)ому и впечатлительному существу.

(По К. Паустовскому)

26. Прочитайте. Определите стиль и тип речи текста. Выпишите слова с орфограммами, данными в скобках, и объясните их написание.

    Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло.

    А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом1 и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли... Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, вымене(н, нн)ой у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоце(н, нн)ым розовым деревом, сахарным тростником.

    Но мыло! Но свечи! Но пилё(н, нн)ый сахар!

    Проза жизни тяготила меня. Я уходил за несколько вёрст от города и, пролёживая целыми днями на пусты(н, нн)ом берегу моря, у подножия одинокой скалы, мечтал...

    Пиратское судно решило пристать к этому месту, чтобы закопать награбле(н, нн)ое сокровище: окова(н, нн)ый железом сундук, полный стари(н, нн)ых испанских дублонов, золотых бразильских и мексиканских монет и разной золотой, осыпа(н, нн)ой драгоце(н, нн)ыми камнями утвари...

    Я, спрятавшись в одном мне известном углублении на верхушке скалы, молча слежу за всем происходящим: мускулистые руки энергично роют песок, опускают в яму тяжёлый сундук, засыпают его и, сделав на скале таинстве(н, нн)ую отметку, уезжают на новые грабежи, приключения...

    Солнце накаливает морской песок у моих ног, тени постепе(н, нн)о удлиняются, а я, вытянувшись в холодке под облюбова(н, нн)ой мною скалой, книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и капитана Майн Рида.

(По А. Аверченко)

27. Изложение. Напишите изложение от 3-го лица, кратко, в двух предложениях передав содержание первой части текста упр. 26 до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru