Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Однородные члены предложения

§ 41. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них (окончание)

238. Прочитайте текст, в котором говорится о двух близнецах Лиз и Джесси. Чем они различаются и что у них общего? Ответить на этот вопрос вам поможет схема, где знак = обозначает тождество, а * различия (непохожесть). Сколько частей в этом тексте? Можно ли назвать его сравнительной характеристикой? Почему?

близнецы Лиз и Джесси

    Многие считают, что близнецы во всём одинаковы. Но характеры Лиз и Джесси совсем непохожи.
    Лиз всегда очень внимательна на уроках и прилежно выполняет домашние задания. Бывает, она часами играет и не скучает.
    Джесси наоборот. Она может замечтаться на уроке или начать перебрасываться записками со своими подружками.
    Джесси частенько просит Лиз помочь, особенно с математикой. Лиз делает это с удовольствием, ведь они не только близнецы, но к тому же и лучшие подруги.

    Сёстры Уэйкфилд — единственные близнецы в школе Ласковой Долины. У обеих — длинные светлые волосы с чёлками и большие лукавые зеленовато-голубые глаза. И они почти всегда одинаково одевались, но Джесси часто предпочитала розовый цвет, а Лиз — голубой. Несмотря на это, многие совершенно не различали сестёр. Лишь прочитав имена на их браслетах, можно было точно сказать, кто есть кто.

(Ф. Паскаль)

239. Составьте характеристику Лиз и Джесси по другому плану (на выбор): вначале опишите их внешний вид, а затем особенности их характеров.

240. На месте пропуска употребите предлог в или на согласно нормам литературного языка. Прочитайте текст с интонацией предупреждения после обобщающих слов и интонацией перечисления при однородных членах. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

    Мне в жизни приходилось передвигат(?)ся на многих видах транспорта — — поезде товарном — — поезде пассажирском — — цельномета(л, лл)ическом мягком вагоне — — поезде узкоколеечном по пять километров в час — — паровозе без всякого3 поезда — — тендере* — — кабине машиниста — — ваг..нетке подвесной дороги — — оленьих нартах по летней тундре — — собаках по зимней тундре — — верблюде — — верховой кабардинской лошад.. — — розвальнях — — телеге — — кубанской линейке — — самолёте «ПО-2» — — самолётах двух- трёх- и четырёхмоторных — — ишаке — — геликоптере* — — автомобилях самых разных моделей и марок — от «мерседеса» до «козлика» — — рыбачьем боте — — сейнере — — глиссере — — океанском пароходе — — речном буксиришке — — плотах — — волах — — ледоколе — — аэросанях — — льдине — — лосе, заложенном3 в упряжь.

(В. Солоухин)

241. Продолжите предложения. Какие однородные члены предложения вы поставили на месте пропусков? Подчеркните их как члены предложения.

    1. Владимир Иванович Даль — врач, — —   — —. 2. Фёдор Иванович Шаляпин — знаменитый русский актёр, — —   — —. 3. Аристотель — воспитатель Александра Македонского, — —   — —. 4. Николай Григорьевич Рубинштейн — основатель Московской консерватории, — —   — —. 5. Константин Сергеевич Станиславский — педагог, — —   — —. 6. Дмитрий Иванович Менделеев — общественный деятель, — —   — —. 7. Сергей Васильевич Рахманинов — дирижёр, — —   — —. 8. Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики, — —   — —. 9. Владимир Клавдиевич Арсеньев был исследователем Дальнего Востока, — —   — —.

242. Изложение. Можно ли назвать этот текст сравнительной характеристикой? Чем различаются двоюродные сёстры?

Напишите изложение, сравнивая одновременно Лёлю и Наташу (любимые занятия, выполнение домашних заданий). Озаглавьте свой текст.

Возможное начало:
Лёля и Наташа р..сли в одном дворе, они были двоюродными сёстрами, но Лёля была на девять месяцев старше.

    Лёля любила подвижные игры, занималась многими видами спорта. Наташа любила читать. Это было самой большой её страстью.

    Лёля училась легко, часто по дороге домой в уме решала задачи, а дома их быстренько записывала. И всё: домашняя работа выполнена. Мама не очень верила в такие способности дочери, часто корила за то, что она быстро делает уроки, однако плохих отметок не было никогда.

    Не верила ещё и потому, что рядом был совсем другой пример, который она Лёльке всегда приводила. Ната училась старательно. За стеной порой слышалось: «У лукоморья дуб зелёный» — раза три- четыре и столько же: «Златая цепь на дубе том...» Девочка учила стихи. Все слышали, и это вызывало уважение.5 Так же вслух она учила историю, географию и другие предметы. Но самой большой страстью Наты было чтение. Когда Ната куда-то шла, можно было не спрашивать.4 Она шла в библиотеку.

(О. Буданова)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru