|
|
|
Однородные члены предложения
§ 41. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них (окончание)238. Прочитайте текст, в котором говорится о двух близнецах Лиз и Джесси. Чем они различаются и что у них общего? Ответить на этот вопрос вам поможет схема, где знак = обозначает тождество, а * различия (непохожесть). Сколько частей в этом тексте? Можно ли назвать его сравнительной характеристикой? Почему?
Многие считают, что близнецы во всём одинаковы. Но характеры Лиз и Джесси совсем непохожи.
Сёстры Уэйкфилд — единственные близнецы в школе Ласковой Долины. У обеих — длинные светлые волосы с чёлками и большие лукавые зеленовато-голубые глаза. И они почти всегда одинаково одевались, но Джесси часто предпочитала розовый цвет, а Лиз — голубой. Несмотря на это, многие совершенно не различали сестёр. Лишь прочитав имена на их браслетах, можно было точно сказать, кто есть кто. (Ф. Паскаль) 239. Составьте характеристику Лиз и Джесси по другому плану (на выбор): вначале опишите их внешний вид, а затем особенности их характеров. 240. На месте пропуска употребите предлог в или на согласно нормам литературного языка. Прочитайте текст с интонацией предупреждения после обобщающих слов и интонацией перечисления при однородных членах. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Мне в жизни приходилось передвигат(?)ся на многих видах транспорта — — поезде товарном — — поезде пассажирском — — цельномета(л, лл)ическом мягком вагоне — — поезде узкоколеечном по пять километров в час — — паровозе без всякого3 поезда — — тендере* — — кабине машиниста — — ваг..нетке подвесной дороги — — оленьих нартах по летней тундре — — собаках по зимней тундре — — верблюде — — верховой кабардинской лошад.. — — розвальнях — — телеге — — кубанской линейке — — самолёте «ПО-2» — — самолётах двух- трёх- и четырёхмоторных — — ишаке — — геликоптере* — — автомобилях самых разных моделей и марок — от «мерседеса» до «козлика» — — рыбачьем боте — — сейнере — — глиссере — — океанском пароходе — — речном буксиришке — — плотах — — волах — — ледоколе — — аэросанях — — льдине — — лосе, заложенном3 в упряжь. (В. Солоухин) 241. Продолжите предложения. Какие однородные члены предложения вы поставили на месте пропусков? Подчеркните их как члены предложения. 1. Владимир Иванович Даль — врач, — — — —. 2. Фёдор Иванович Шаляпин — знаменитый русский актёр, — — — —. 3. Аристотель — воспитатель Александра Македонского, — — — —. 4. Николай Григорьевич Рубинштейн — основатель Московской консерватории, — — — —. 5. Константин Сергеевич Станиславский — педагог, — — — —. 6. Дмитрий Иванович Менделеев — общественный деятель, — — — —. 7. Сергей Васильевич Рахманинов — дирижёр, — — — —. 8. Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики, — — — —. 9. Владимир Клавдиевич Арсеньев был исследователем Дальнего Востока, — — — —. 242. Изложение. Можно ли назвать этот текст сравнительной характеристикой? Чем различаются двоюродные сёстры? Напишите изложение, сравнивая одновременно Лёлю и Наташу (любимые занятия, выполнение домашних заданий). Озаглавьте свой текст. Возможное начало:
Лёля любила подвижные игры, занималась многими видами спорта. Наташа любила читать. Это было самой большой её страстью. Лёля училась легко, часто по дороге домой в уме решала задачи, а дома их быстренько записывала. И всё: домашняя работа выполнена. Мама не очень верила в такие способности дочери, часто корила за то, что она быстро делает уроки, однако плохих отметок не было никогда. Не верила ещё и потому, что рядом был совсем другой пример, который она Лёльке всегда приводила. Ната училась старательно. За стеной порой слышалось: «У лукоморья дуб зелёный» — раза три- четыре и столько же: «Златая цепь на дубе том...» Девочка учила стихи. Все слышали, и это вызывало уважение.5 Так же вслух она учила историю, географию и другие предметы. Но самой большой страстью Наты было чтение. Когда Ната куда-то шла, можно было не спрашивать.4 Она шла в библиотеку. (О. Буданова)
|
|
|