Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Обособленные члены предложения

§ 48. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (окончание)

2) одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение:

3) одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению:

Примечание Согласованные определения, одиночные и распространённые, стоящие перед определяемым словом, также обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступительное или временное). Эти определения часто относятся к собственным именам:

297. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся (определяемые слова). Убедитесь в том, что соблюдено одно или несколько условий обособления. Назовите, какие именно условия обособления позволили выделить второстепенные члены как обособленные определения.

компаньон

    1. А он, мятежный, просит бури. (М. Лермонтов) 2. Нина — чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и по-настоящему любящий природу. (К. Паустовский) 3. Осень небывалая по сухости, по бурным краскам, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. (К. Паустовский) 4. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. (И. Бунин) 5. Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. (А. Чехов) 6. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. (Л. Толстой) 7. Осенний дождь, шпанйстый, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров) 8. В это время раздался стук, настойчивый, но негромкий. (Э. Ставский) 9. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. (А. Н. Толстой) 10. В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. (А. Н. Толстой)

298. Запишите текст, подчёркивая определения. Укажите, чем они выражены. Какие из определений являются обособленными? Поставьте при них недостающие запятые. • Охарактеризуйте одно из предложений, имеющих в своём составе обособленное определение, выраженное причастным оборотом. • Укажите односоставное определённо-личное предложение.

    Весна началась. Тяжёлая, тёмная туча закрывавшая всё небо ушла. По синему небу поплыли кучевые облака похожие на большие сугробы снега. <...> Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели. Дежурим, сообщим о его выходе. Струйки тающего снега тайно собираются подо3 льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях.

    По ночам морозы заново2 куют лёд1.

(В. Бианки)

299. Запишите предложения, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные определения. Объясните условия обособления. • Найдите вводные слова и объясните их роль в предложении. • Составьте схему сложного предложения. • Выполните синтаксический разбор одного из предложений с обособленными членами (по выбору).

    1. Природа раскинулась кругом, точно3 великий храм приготовленный к празднику. 2. В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3. Заинтересованный песней он знакомился с её1 героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4. Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. 5. Максим и женщины ехали в широкой старинной коляске качавшейся, точно большая ладья, на своих высоких рессорах. (В. Короленко)

300. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые, раскрывая скобки. Укажите графически причину обособления определений. Какие из распространённых определений не обособлены и почему? • В каком из предложений обособлено распространённое определение, стоящее перед определяемым словом - нарицательным существительным? • Начертите схемы 4, 7, 8-го предложений. Объясните, почему эти предложения сложные.

    1. Проносились (на)встречу поезда груж..(н, нн)ые рудой углём и громадными, толщиной в (пол)вагона, брёвнами. (А. Гайдар) 2. Так вот и стояла Травка и гл..дела в лицо маленького человека осве- щё(н, нн)ого последними лучами з..ходящего солнца. (М. Пришвин) 3. В это время почуяв беду человеческую Травка подошла к рыдающ..й Насте и л..знула её солёную от слёз1 щёку. (М. Пришвин) 4. Июньское солнце жарило бе..жалостно в сухом, душном воздухе плавал тополи(н, нн)ый пух белыми лохмотьями к..тался по ш..ссе ведущ..му из села на станц..ю наб..вался в канавы и грязные от пыли пр..дорожные лопухи. (А. Иванов) 5. Не остывш..я от зноя ночь июльская бл..стала. (Ф. Тютчев) 6. На мокрую полоску песка у самой воды плотно пр..глаженную волнами сел кулич..к и стал (неторопливо расхаж..вать на длинных ногах. (А. Иванов) 7. Но напрасно искали они м..таллическую коробочку в которой лежала ещё (ни)кем (не)прочитанная телегра(м, мм)а. (А. Гайдар) 8. И..царапавшиеся грязные усталые и промокшие до костей но всё(же) живые мы спустились к источнику когда была уже настоящая ночь. (Э. Ставский)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru