|
|
|
Обособленные члены предложения
Повторение: Обособленные члены предложенияКонтрольные вопросы 1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?
334. Запишите текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. • Начертите схему однородных членов, употреблённых в предложениях. • Составьте схему сложного предложения. И горы усыпанные зелёными до черноты соснами и небо глубокое голубое и обрывы как оскалы гигантской пасти — всё это было необычайно, и особенно необычайными казались молодые ели растущие на окраине. Они густо распустили ветви касаясь ими земли раскрылись напоминая токующих глухарей. (И. Панфёров) 335. Запишите тексты, раскрывая скобки и вставляя недостающие запятые. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните, почему они обособлены. 1. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам быстро отбивавшим переливчатую дробь. (По)временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далёкой высоты и постепенно смолкали точно тихо тая в воздухе. (В. Короленко) 2. Мы ложились спать на террасе и сквозь листья дикого винограда видели бледное звёздное небо изнемогающее от зноя (не)проходи- вшего даже ночью и лишь (не)много смягчающегося перед рассветом когда вдруг зашумев камышами из плавней прилетал ветерок уже (не)ночной но ещё и (не)утренний а какой(то) (не)здешний, звёздный. (В. Катаев) 336. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выполните самопроверку. Укажите условия для обособления второстепенных членов предложения. • Какие из распространённых определений не являются в данных предложениях обособленными? I. 1. Никита вздохнул просыпаясь и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежнобелый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. 2. Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом.4 Воздух морозный и тонкий защипал в носу иголочками уколол щёки. 3. На воде отражаясь зелёной и красной полосами стояла лодка. 4. В раскрытом настежь3 каретнике закладывали тройку в коляску. (А. Н. Толстой) II. 1. Разнотравье — это сплетение сотен разнообразных и весёлых цветов раскинувшихся сплошными озёрами по поймам рек. (К. Паустовский) 2. Мы спустились с крутого берега к воде цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как чёрное стекло; на песчаном дне были видны дорожки проложенные улитками. (К. Паустовский) 3. Мать сразу же взялась за уборку. Целый день она всё переставляла скоблила мыла чистила. И когда к вечеру сторож принёс вязанку дров то удивлённый переменой и невиданной чистотой он остановился и не пошёл дальше порога. (А. Гайдар) 4. Лихо откинув чубатую голову мальчик чистил небольшую казацкую шашку почти до самой рукоятки втыкая клинок в мягкую лесную землю.4 (В. Катаев) 5. Было что-то необыкновенно привлекательное в этом оборванном деревенском пастушке с холщовой торбой, в его заросшей голове похожей на соломенную крышу маленькой избушки в его синих ясных глазах. (В. Катаев) 6. Длинная вереница птиц вытягиваясь в ниточку и извиваясь пролетала над пламенеющей линией горизонта. (И. Соколов-Микитов) 7. Заросшие рыжей шубой лесов лиловые горы были покрыты туманом. (И. Соколов-Микитов)
|
|
|