Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Обособленные члены предложения

Повторение (окончание)

339. Прочитайте выразительно и запишите отрывки из стихотворений Б. Пастернака. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.

1. Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы,
Им, ветреницам, холодно.

По ним плывут, как спички,
Сгорая и захлёбываясь,
Сады и электрички,
Им, ветреницам, холодно.

2. Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать — не исчислить заслуг.

3. В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу голову задрав.

4. Я пробудился. Был, как осень, тёмен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,
Как за возом бегущий дождь сомнений,
Гряду бегущих по небу берёз.

340. Прочитайте отрывок из романа В. Катаева «Разбитая жизнь, или...». Выскажите предположение о том, чем может завершиться изготовление модели.

  • Выпишите последовательно предложения: а) с обособленным определением; б) с обособленным приложением; в) с обособленным обстоятельством.
  • Начертите схемы предложений с прямой речью.

      Почему меня вдруг осенила идея сделать модель аэроплана Блерио? Ещё за минуту я даже и не думал об этом. И вдруг как молния ударила! И при её вспышке я во всех подробностях увидел прелестную модель знаменитого моноплана, недавно перелетевшего через Ла-Манш. Причём эта модель каким-то образом была сделана моими руками.

      Впрочем, тут же я понял, что делать одному модель Блерио будет скучно, а надо непременно найти себе помощника, и тут же мне почему-то представилось, что лучше Женьки — не моего брата, а другого Женьки, реалиста по прозвищу Дубастый — мне товарища не найти. И сейчас же как по мановению волшебной палочки на улице появилась фигура Женьки Дубастого, печально возвращавшегося из своего реального училища, где он схватил две двойки и был к тому же оставлен на час после уроков.

      С горящими глазами я ринулся к Дубастому и, ещё не добежав до него десять шагов, крикнул на всю Отраду:

      — Давай сделаем модель Блерио!

      — Давай! — ответил он с восторгом, хотя до этого момента ему никогда в жизни ещё не приходила мысль сделать какую-нибудь модель.

    341. Прочитайте выразительно отрывок из повести В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Проанализируйте постановку знаков препинания. Какие функции они выполняют в тексте? Запишите текст под диктовку. • Отметьте графически обособленные члены предложения. Назовите условия их обособления. • Сравните определения, встречающиеся во 2 и 3-м предложениях. Почему в одном случае они обособлены, а в другом нет?

      Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным таёжным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе3 прижимаясь2 к вершинам леса.

    Групповая работа

      Составьте таблицу, иллюстрирующую ответ на вопрос об условиях обособления второстепенных членов предложения. Выполните эту работу совместно с 2—3 одноклассниками в виде презентации с использованием компьютера.

    <<< К началу

     

  •  

    ???????@Mail.ru