|
|
|
Вводные и вставные конструкции
§ 64. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложенияСинтаксический разборПорядок разбора Синтаксический разбор предложения, осложнённого обращениями, вводными и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, проводится в том порядке, какой определён в § 28 «Синтаксический разбор двусоставного предложения» и в § 38 «Синтаксический разбор односоставного предложения». Дополнения вносятся в пункт 4. В нём указывается, что предложение осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями. Образец разбора 1. Опять я ваш, о юные друзья! (А. Пушкин) Устный разбор Это предложение повествовательное, восклицательное. Грамматическая основа — я (подлежащее), ваш (сказуемое), значит, оно простое, двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Предложение осложнено распространённым обращением (о юные друзья). Подлежащее — я, выражено личным местоимением. Сказуемое — ваш, именное сказуемое, выражено местоимением. О юные друзья — словосочетание, являющееся обращением, оно грамматически не связано с членами предложения. Письменный разбор
Простое, повествовательное, восклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено распространённым обращением. 2. Казалось, снег идти хотел. (А. Пушкин) Устный разбор Это предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа — снег (подлежащее), хотел идти (сказуемое). В предложении нет второстепенных членов, поэтому оно нераспространённоё. Предложение осложнено вводным словом (казалось), обозначает неуверенность. Подлежащее — снег, выражено существительным. Сказуемое — хотел идти, составное глагольное сказуемое, выражено глаголом-связкой (хотел) и глаголом в неопределённой форме (идти). Казалось — вводное слово, грамматически не связано с членами предложения. Письменный разбор
Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, осложнено вводным словом. 394. Прочитайте стихотворные строки А. Пушкина, следите за правильным произношением предложений с обращением, вводными и вставными конструкциями. Спишите, расставляя пропущенные выделительные запятые. (Помните, что вводные предложения А. Пушкин заключил в скобки.) Выполните письменный синтаксический разбор 2-го предложения.
395. Спишите, расставляя недостающие выделительные запятые. Устно разберите по одному двусоставному предложению с обращением и вводным словом. Составьте схему одного предложения с нераспространённым обращением и одного - с обращением и вставной конструкцией.
|
|
|