Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 9. Словосочетание как единица синтаксиса (окончание)

    З..ря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю з..рю.

    Вечерняя з..ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли.5 Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по небу множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и ночь.

    Кричат в кустах коростели, и бьют перепела, гудит выпь, г..рят первые звёзды, а з..ря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

(По К. Паустовскому)

56. К. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Одним из таких поэтических слов писатель считал и слово, о котором вы только что прочитали в упр. 55. Какие словосочетания используются в тексте для описания утренней зари, а какие-для описания вечерней? Выпишите в два столбика слова (а) и словосочетания (б), которые обозначают цвет и свет.

57. Наблюдали ли вы когда-нибудь утреннюю или вечернюю зарю? Освежите свои впечатления и понаблюдайте вечернюю зарю. Напишите о том, что вы увидели.

    Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

    Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях.

    Смыслоразличительная сила словосочетания намного превосходит возможности слова, поскольку зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.

    Сравните слова и словосочетания: заря (явление), утренний (признак), любоваться (действие) - утренняя заря (явление и его признак), любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).

    В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения, и можно задать два вопроса. Например: лететь (где?) над морем и лететь (над чем?) над морем.

58. Распределите словосочетания на группы: называющие предмет (явление) и его признак; называющие признак действия и степень его проявления; обозначающие действия и предметы (явления), по отношению к которым осуществляется действие; действия и обстоятельства, характеризующие их. Графически обозначьте связь слов в словосочетаниях; определите, какими частями речи являются главное и зависимое слово. С помощью каких средств осуществляется связь слов в этих словосочетаниях?

    Не говорят громко, (ни)когда не говорят, уст..явшаяся тишина, занимает(?)ся над зар..слями, слабая син..ва, з..ревой час, пылает над землёй, быстро светает, квадраты света, сл..истый янтарь, путаем понятия, заг..раются янтарём, зайдёт за край земли, овл..девает небом, разл..вает множество красок, медле(н, нн)о переходит, очень быстро, первые звёзды, переходит в ночь, долго дотл..вает, дотл..вает над далями, поют за окол..цами, пастуш(?)и жалейки.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru