Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Сложносочинённые предложения

§ 16. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (окончание)

71. Запишите предложения, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Объясните смысловые отношения между частями каждого сложносочинённого предложения, определите средства выражения этих отношений.

    1. В большом зале уже гремел оркестр и начались танцы. (А. Чехов) 2. Всё проходит да не всё забывается. (И. Бунин) 3. В открытое окно дышала тёплая и мягкая ночь и где-то далеко подчёркивая тишину комнаты гармонично стрекотали кузнечики. (Л. Андреев) 4. В городе было ещё светло от огней а река под мостом была чёрная как растворённая сажа. (Л. Андреев) 5. Больше не помню ничего да наверное и не видел. (В. Солоухин) 6. До батареи остался какой-нибудь километр уже свернул я на просёлок а добраться до своих мне браток не пришлось. (М. Шолохов) 7. В жизни великое множество действий и событий совершается одновременно но рассказчики всегда рассказывают их последовательно цепляя друг за друга как вагоны в поезде. (А. Битов)

8. Стою один среди равнины голой
А журавлей относит ветер вдаль
Я полон дум о юности весёлой
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

(С. Есенин)

72. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы. В каком предложении нужен знак тире? В каких сложных предложениях имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям сложного? • Найдите односоставные предложения и укажите их вид.

    1. Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться. (М. Лермонтов) 2. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. (А. Чехов) 3. Мы дышали тёплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики. (К. Паустовский) 4. Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев) 5. Вот крик и снова всё затихло. (М. Лермонтов). 6. Изредка упадёт с ветки ледяная корочка ночь укутает хрустальный звяк тишины (М. Шолохов)

73. Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя запятые. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, подчеркните грамматические основы, составьте схему. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями этого предложения.

    Только к (полу)ночи остыла накалённая за день земля и стало (по)настоящему прохладно. Где(то) (не)далеко в балке наверное был пруд или степной лиман. От него потянуло запахом ила камыша. (Со)всем (не)далеко ударил перепел. Послышалось (не)уверенное всего лишь в (не)сколько голосов кваканье лягушек. «Сплю сплю!» — сонно прокричала в ночи маленькая сова.

(М. Шолохов)

74. Сочинение. Рассмотрите картину И. Шишкина «На севере диком...»

Прочитайте стихотворение М. Лермонтова «Сосна», которое было выбрано художником для иллюстрации собрания сочинений Лермонтова, приуроченного к 50-летию со дня гибели поэта.

Представьте себе, что вы проводите экскурсию для младших школьников по выставке картин Шишкина. Расскажите о картине, используя стихотворение.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru