Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Основные группы сложноподчинённых предложений

§ 23. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (окончание)

121. Прочитайте стихотворение. Как доказать, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других - определительное?

Листва багряная — осенние цветы.
Не те, что продают на перекрёстках,
не те, что по утрам срываешь ты
спокойно, не задумываясь, просто.
Их пеленой прикрыл рассветный дым,
на них ледок случайный и непрочный.
Они пока безвестны, и не им
соперничать с улыбками цветочниц.
Они летят который день подряд.
Но знаю я, что утром недалёким
трамваи остановит листопад
и люди вздрогнут, выглянув из окон:
а листья в вышине плывут, паря,
то вниз, к земле, швырнёт их свежим ветром,
чтоб подчеркнуть богатства сентября,
твоей земли и красоту, и щедрость.

(Б. Окуджава)

122. Прочитайте, выделяя соответствующим тоном реплики диалога. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях определите вид придаточных. •Является ли, по вашему мнению, ответ М. В. Ломоносова достойным и остроумным?

    Оказавшись в кругу петербургских академиков среди которых находился и Михаил Васильевич Ломоносов как-то молодой и хвастливый князь Иван Куракин решил напомнить что и он «величина».

    — А вот я — Рюрикович! Кто ещё здесь может заявить такое о себе? Вот ты, Михайло сын Васильев, способен что-нибудь подобное сказать о своих предках?

    — Увы, нет, — с грустью ответил Ломоносов. — Дело в том что все метрические записи нашего рода пропали во время Всемирного потопа.

(«Остроумие мира». Энциклопедия)

123. Изложение. Прочитайте текст, выделяя интонационно придаточные предложения, начинающиеся после точки с союза что. Облегчает ли такое расчленение сложноподчинённого предложения смысловое восприятие текста?

Как вы думаете, почему священнослужитель решил стать актёром? Случалось ли вам убеждать кого-то? Какие приёмы вы при этом использовали? Сжато (в 4-6 предложениях) изложите содержание текста. Выделенные предложения употребите без их расчленения.

    Жан Батист Мольер-младший приходит к отцу с известием о том, что его призвание — не почётное ремесло обойщика, а актёрство.

    Когда отец несколько опомнился, он всё-таки пытался сына отговорить и сказал ему всё, что велел ему сказать отцовский долг. Что профессия актёра есть всеми презираемая профессия. Что святая церковь изгоняет актёров из своего лона. Что пойти на такое дело может лишь нищий или бродяга. Отец грозил, отец умолял.

    — Иди, прошу тебя, иди и подумай, а потом уж приходи ко мне!

    Но сын наотрез отказался думать о чём бы то ни было.

    Тогда отец бросился к священнику и просил его слёзно идти отговорить Жана Батиста.

    Священнослужитель поступил согласно просьбе уважаемого прихожанина и приступил к уговорам, но результаты этих уговоров были так удивительны, что даже и говорить страшно. В Париже определённо утверждали, что после двухчасовой беседы с обезумевшим Жаном Батистом-сыном служитель церкви снял свою чёрную сутану и вместе с Жаном Батистом записался в ту самую труппу, в которую хотел записаться и сам Жан Батист.

(По М. Булгакову)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru