Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Бессоюзные сложные предложения

§ 34. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (окончание)

195. Бессоюзные связи в сложном предложении создают лёгкость, естественность, обеспечивают лаконичность в изложении мыслей. Своеобразие прозы М. Лермонтова определяется в значительной мере стремлением равняться на образцовую в отношении правильности, точности и выразительности разговорную речь. Отсюда и употребительность бессоюзных сложных предложений в романе «Герой нашего времени».

В главе «Тамань» содержатся бессоюзные сложные предложения с изъяснительными и пояснительными отношениями. Их употребление связано с содержанием главы: Печорин попал в непривычную обстановку, которая кажется ему загадочной. Он вторгается в жизнь контрабандистов, ищет объяснения поступкам девушки, слепого мальчика, проявляя при этом зоркую наблюдательность, настойчивость, презрение к опасности.

Прочитайте бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией. Объясните постановку двоеточия. • Употребляется ли в разговорной речи выделенное слово?

    1. Я засветил серную спичку и поднёс3 её к носу мальчика: она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от рождения. 2. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. 4. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. 5. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски. 6. Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. 7. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

196. В центре трилогии Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Иртеньев, стремящийся разобраться в окружающей жизни, определить своё отношение к ней. Перед Николенькой возникает множество сложных вопросов: зачем? отчего? почему? Во многих случаях именно с этим связано использование Толстым конструкций с причинно-следственным значением.

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. • Подчеркните части сложных предложений, равные по строению простым односоставным предложениям. • Обозначьте графически орфограммы, относящиеся к слитному и раздельному написанию не и ни.

    1. Мне хотелось смеяться и хотелось плакать нервы были расстрое(н, нн)ы. 2. Мне (ни)сколько (не)грустно умственный взор мой обр..щён в будущее. 3. На третьей3 стене висели две линейки одна — изреза(н, нн)ая, наша, другая — новенькая, Карла Иваныча. 4. Я выходил из комнаты мне страшно, (не)ловко и совестно было ост..ваться одному с братом. 5. Но уед..нение было всё(таки) очень тяжело мне хотелось двигат(?)ся, рассказать кому(нибудь) всё. 6. Доброе лицо Карла Иваныча, его участие заст..вляли слёзы течь ещё обильней мне было совес(?)но. 7. Бывало, он меня (не)замечает, а я стою у двери и думаю Бедный, бедный старик! 8. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках широко раскрыв глаза и растопырив руки неподвижно стоят они на одном месте или быстро семеня в пыли босыми ножонками несмотря на угрожающие жесты Филиппа бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы привязанные сзади.

197. Сгруппируйте бессоюзные сложные предложения по признаку: а) вторая часть разъясняет содержание первой (между частями можно вставить союз а именно); б) вторая часть поясняет сказуемое первой части (между частями можно вставить союз что или глагол увидел с союзом что). Расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте интонационную схему 3-го предложения.

    1. Я чу(?)ств..вал вся кровь моя в лицо мне кинулась и тяжко опускалась. 2. Всё это значило друзья с пр..ятелем стреляюсь я. (А. Пушкин) 3. Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами и чинами. (А. Грибоедов) 4. Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. (Н. Гоголь) 5. Он оглянулся перед ним стоял Василий. 6. Тут3 открылась картина довольно занимательная широкая сакля крыша которой оп..ралась на два столба была полна народу. (М. Лермонтов) 7. Я глядел кругом торжестве(н, нн)о и царстве(н, нн)о стояла ночь. (И. Тургенев) 8. Царь ступил на двор широкий там под ёлкою высокой белка песенку поёт золотой орех грызёт1. (А. Пушкин) 9. Ветер ещё усиливается гривы и хвосты лошадей, шинель Василья и края фартука принимают одно направление и отчаянно развеваются от порывов неистового ветра. (Л. Толстой)

198. Закончите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Подчеркните главные члены в записанных предложениях. • Укажите наречия. Все ли они образованы одним и тем же способом?

    1. Сегодня у любителей хоккея праздник — —. 2. Уже вечером появятся хоккеисты, счастливые и огорчённые — —. 3. В прошлогоднем чемпионате у известной столичной команды был очень удачный старт — —. 4. Теперь состав команды изменился — —. Не тот он и по качеству игры — —. 5. Особенно удачно выступили новички — —. 6. Гол был забит по вине вратаря — —. 7. По реакции зрителей и (не)глядя на лёд, можно было сказать — —. 8. Защитник стремительно оглянулся — —. 9. Зрители увидели острую игру — —.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru