Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Сложные предложения с различными видами связи

§ 37. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях (окончание)

211. Запишите строфу из поэмы А. Пушкина «Медный всадник», рас- ставляя пропущенные запятые между простыми предложениями в сложном. Выполните графическую работу по образцу. Составьте схему выделенной части сложного предложения. • Определите стиль и тип текста. Какая синтаксическая конструкция позволила нарисовать узнаваемую панораму Петербурга? • Найдите устаревшие слова.

Образец

Прошло сто лет и ю(н, нн)ый град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознё(с, сс)я пышно, г..рделиво;
Где прежде финский рыб..лов,
Печальный пасынок пр..роды,
Один у ни..ких берегов
Бросал в (не)ведомые воды
Свой ветхий невод ныне там
По оживлё(н, нн)ым берегам
Гр..мады стройные теснят(?)ся
Дворц..в и башен; к..рабли
Толпой со всех конц..в земли
К богатым пристаням стремят(?)ся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
(Тёмно)зелёными садами
Её покрылись острова
И перед младш..ю столиц..й
Померкла старая Москва,
Как перед новою цариц..й
Порфироносная вдова.

212. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем предложения, в которых сообщается о трёх и более ситуациях. Какие предложения вы не выписали? Почему?

В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения. Составьте схемы сложных предложений.

    1. То что необходимо заимствовать из опыта прошлого это спортивные тр..диции. 2. Вот это я называю тр..дициями. 3. Кого инт..ресует твоё настр..ение если ты на трен..ровке. 4. Когда я школьн..цей трен..ровалась у Жука от нас треб..вали стр..жайшим образом чтоб всё было в ид..альном виде перчат..чки чистенькие2 ч..хольчики прич..ски безукоризне(н, нн)ые чтоб (не, ни)чего (не, ни)б..лталось выр..жение лица пр..ятное. 5. Какие раньше были морозы! 6. Может быть потому как раз что катки были открытые? 7. Вечером выступа..шь ф..нари качают(?)ся пурга ветер тащит по льду стулья на которых сидят судьи и судьи едут на этих стульях вместе с фла.жами что ог..раживают площа..ку в огромном лед..(н, нн)ом поле. 8. Буран снег в глаза лепит музыки не слышно. 9. По ветру ед..шь летишь как птица против ветра стоишь на месте. 10. (Не)смотря на всё это мы выступали с азартом волновались.

(Из книги Л. А. Пахомовой, многократной чемпионки СССР, Европы,
мира и Олимпийских игр в спортивных танцах на льду)

213. Рассмотрите репродукцию картины М. Финогеновой «Каток для начинающих». Где находится каток, в какое время он открыт, помогает ли начинающим конькобежцам тренер?

Подготовьте рекламу этого катка, чтобы её можно было передать по радио в вашем городе (посёлке, селе). Может быть, вы включите в рекламу шутливые конкурсы типа «Кто из начинающих упадёт последним?», «Парный танец новичков» и т. д. Прочитайте вашу рекламу интригующим тоном, выделяя голосом информативно важные слова.

214. Прочитайте фрагмент из книги академика Я. Б. Зельдовича «Высшая математика для начинающих». Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с такой оценкой гуманитарных и естественных наук? Приведите доказательства, подтверждающие вашу точку зрения.

Объясните постановку пропущенных знаков препинания. Составьте схему сложного предложения с различными видами связи.

    Патриарх современной математики Рихард Курант писал Упор на этот (аксиоматический*, логический) аспект полностью дезориентирует* того кто предположит что созидание воображение сопоставление и интуиция играют только вспомогательную роль в математическом творчестве и в настоящем понимании. В математическом образовании действительно дедуктивный* способ начинающий с догматических* аксиом позволяет быстрее обозреть большую территорию.4 Но конструктивный способ идущий от частного к общему и избегающий догматического принуждения надёжнее ведёт к самостоятельному творческому мышлению.

    Итак, воображение и интуицию Курант ставит на первое место!

    Пресловутое* противопоставление лириков и физиков (а заодно и математиков) придумано поэтом то есть лириком. В математике как и в других естественных науках больше поэзии чем думают профессионалы-лирики. История науки показывает что хорошая математика имеет пророческий дар математический анализ известного открывает путь дальше, в новые неизвестные области, ведёт к созданию новых физических понятий.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru