Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах

§ 45. Морфология (окончание)

247. Прочитайте текст и определите его стиль. Выпишите отдельно: а) причастия; б) прилагательные. Обозначьте условия выбора букв н или нн в суффиксах выписанных слов. Найдите качественные прилагательные.

ВЕСЕННИЕ РУЧЬИ

    Три дня дул мокрый ветер, съедая3 снег. На буграх оголились чёрными бороздами пашни. В воздухе пахло талым снегом, навозом и скотиной.4

    Ночью наконец хлынул дождь, ливень, и так застучало в окно и по железной крыше, что Никита проснулся, сел в кровати и слушал улыбаясь.5

    К утру дождь прошёл, но небо ещё было в тяжёлых, сырых тучах, летевших с юга на север. Никита взглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа. Широкий двор был покрыт синими, рябившими под ветром лужами. Через лужи, по измятой бурой траве, тянулась навозная, не вся ещё съеденная3 дождём дорога. Разбухшие лиловые ветви тополей трепались весело и бойко. С юга между разорванных туч появился и со страшной быстротой летел на усадьбу ослепительный лазурный клочок неба.

    Никита распахнул дверь на крыльцо. Весь острый, чистый воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды. Это множество снеговых ручьёв по всем бороздам, канавам и водомоинам бежало в овражки. Полные до краёв овраги гнали вешние воды в реку. Ломая лёд, река выходила из берегов, крутила льдины, выдранные с корнем кусты, шла высоко через плотину и падала в омуты.5

    Лазурное пятно, летевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи, синевато-прохладный2 свет полился с неба, стали голубыми, без дна, лужи на дворе, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях, и текущие овраги снопами света отразили солнце.

    Никита пошёл кругом двора посмотреть, что там делается. Всюду бежали ручьи, уходя местами под серые крупичатые сугробы, — они ухали и садились под ногами. Куда ни сунься — всюду вода: усадьба как остров. Никите удалось пробраться только до кузницы, стоящей на горке.4 По уже провядшему склону он сбежал к оврагу. Приминая3 прошлогоднюю траву, струилась, текла снеговая, чистая, пахучая вода. Он зачерпнул её горстью и напился.

(А. Н. Толстой)

248. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. • Какие из выделенных букв обозначают мягкие согласные, какие - твёрдые?

    Бывает досадно когда встречаешь людей развитых крайне односторонне2 один только зубр..т (при)чём часто только то что «задано» л..шает себя счастья общения с природой с лесом с утренними з..рями а другой инт..ресуется только спортом знает (на)перечёт3 всех знаменитостей хоккея с шайбой и очень туманно предст..вляет себе кто такие Рембрандт и Тициан Баженов и Александр Иванов.

    Нам нужна любознательная молодёжь одинаково влекомая и к спорту и к духовн..м ценностям накопл..нным мудростью веков.

    Нам нужны высокоразвитые молодые люди которые не пр..небрегают всем тем что гармонически обогащает человека и всегда стремятся знать (не)измеримо больше того что уже постигли.5

(С. Конёнков)

249. Сгруппируйте служебные слова по признаку: а) слова, служащие для связи слов в словосочетании; б) слова, служащие для связи слов в предложении. • Составьте схему последнего предложения.

Зима проходит; облака
Светлей летят по дальним сводам,
В реке глядяся мимоходом3;
Но с гордым бешенством река,
Крутясь как змей, не отвечает
Улыбке неба своего
И белых путников его
Меж тем упорно обгоняет.
И ровны, прямы как стена,
По берегам темнеют горы;
Их крутизна, их вышина
Пленяют ум, пугают взоры.

(М. Лермонтов)

250. Прочитайте. Есть ли в тексте слова, принадлежность которых к определённой части речи вы не можете установить без анализа, т. е. узнать сразу, «в лицо»? В этом случае выполните письменно полный морфологический разбор таких слов.

    Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. С годами это перешло в глубокую любовь к языку и в более или менее хорошее знание его.

    Вскоре я убедился, что одного знания мало, особенно для людей, посвятивших себя литературе. Помимо этого нужно ещё чувство своего родного языка. Зачастую оно бывает врождённым, органическим. Оно не позволяет нам нарушать благозвучие языка и его необъяснимый, но явственный ритм.

(К. Паустовский)

251. Прочитайте данные учениками определения морфологии. В каком из них точно определены предмет изучения морфологии и место морфологии в лингвистике? В каких определениях допущены ошибки? Исправьте их и обоснуйте свою правку.

    1. Морфология — это раздел, в котором изучается слово как часть речи.

    2. Морфология — наука о языке, которая изучает слово как часть речи.

    3. Морфология изучает части речи, их правописание и знаки препинания.

    4. Морфология — это раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.

    5. Морфология изучает части речи, формы слова, значения слов, словосочетаний и предложений.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru