Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах

§ 46. Синтаксис (окончание)

256. Найдите в тексте однородные члены и определите характер их связи между собой (союзная или бессоюзная). Укажите предложения с разными рядами однородных членов. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

    Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над примолкшим на той стороне лесом.

    Тускнели звуки меркли краски и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя усталости под спокойным, глубоко синевшим с редкими белыми звёздами небом.

    Баржа и лодка возле неё понемногу терявшие очертания неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костёр и поплёскивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок.

    Было тихо и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды непрерывающийся шёпот беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий то задорный и насмешливый.

    Уже потонули в темнеющей синеве и лес и поворот реки и дальние пески.

(А. Серафимович)

257. Найдите в отрывке из «Песни о Соколе» М. Горького обособленные члены предложения. Спишите, обозначая обособленные члены вместе с тем словом, к которому они относятся.

    Море огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи.

    Горы важно-задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали чёрные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены, — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, ещё скрытой за горными вершинами.

258. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в одном бессоюзном предложении, в одном сложносочинённом и в одном сложноподчинённом. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями сложных предложений.

1. Вдоль разворочанных дорог
и разорённых сёл
мы шли по звёздам на восток
товарища я вёл.
Он отст..вал он кровь терял
он пулю нёс в груди
и всю дорогу повторял:
Ты брось меня. Иди...
Наверно если б ранен был
и ш..л в степи чуж..й
я точно так бы говорил
и не кривил душ..й.

2. Мы пробирались по кустам
брели ползли (кой)как.
И снег нас в поле не застал
и не заметил враг.
И рану тяжкую в груди
осилил спутник2 мой.
И всё что было позади
занес..но зимой.

(А. Твардовский)

259. Изложение (выборочное). Прочитайте текст. Напишите сжатое (5-8 предложений) изложение на тему «За что мы любим киноискусство».

    В фильме вы видите неизвестных вам людей, до которых, собственно говоря, вам и дела никакого нет, а вы почему-то с вниманием и волнением следите за их судьбой. Вы горячо сочувствуете одним героям кинокартины, ненавидите других. Люди, с которыми вы только что столкнулись и познакомились на экране, вдруг становятся вам близкими и дорогими. Их радости и печали увлекают вас нисколько не меньше, чем ваши собственные переживания.4 Сколько раз любой из вас видел, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.

    В произведения искусства вложены душа и сердце его создателя. В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи — но чувства художника, его желанья, его раздумье всегда настоящие — подлинные. Они-то и составляют заряжающую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. Мы потому и любим искусство, что оно захватывает нас, потрясает наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям.4 Оно говорит нам: «Смотрите, на что способны люди! Смотрите, какими смелыми, честными, красивыми могут они быть!» И мы начинаем думать и верить, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.

    Искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самих художников. Зачастую труден и тяжёл их путь, нередко приносит им огорчения и разочарования. Как и во многих других профессиях, работа актёра требует от человека самоотвержения, полного напряжения всех сил; она забирает всё его время, но зато она даёт ему ощущения необычайной полноты и разнообразия жизни.4

(Б. Чирков)

260. Сочинение. Напишите отзыв-рецензию на один из фильмов, который вы посмотрели недавно (который произвёл на вас большое впечатление, понравился или не понравился). Используйте примерный план.

    1. Минимальная информация о содержании.

    2. Характеристика произведения с точки зрения проблемы, места в жизни общества.

    3. Оценка произведения (сценария, работы режиссёра, актёров, оператора) как явления искусства.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru