Главная >> Физика 10 класс. Мякишев

Глава 1. Кинематика точки и твёрдого тела

Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения

Уравнение равномерного прямолинейного движения точки

Пусть радиус-вектор 0 задаёт положение точки в начальный момент времени t0, а радиус-вектор — в момент времени t. Тогда Δt = t — t0, Δ = - 0, и выражение для скорости принимает вид

Проведите эксперимент. Измерьте время вашего перемещения из одной точки в другую, например от двери школы до калитки. Определите скорость. Сравните вашу скорость со скоростью товарища, прошедшего это же расстояние.

Если начальный момент времени t0 принять равным нулю, то

    Начальный момент времени

Отсюда

    = 0 + t.                         (1.4)

Последнее уравнение и есть уравнение равномерного прямолинейного движения точки, записанное в векторной форме. Оно позволяет найти радиус-вектор точки при этом движении в любой момент времени, если известны скорость точки и радиус-вектор, задающий её положение в начальный момент времени.

Вместо векторного уравнения (1.4) можно записать три эквивалентных ему уравнения в проекциях на оси координат.

Радиус-вектор является суммой двух векторов: радиус-вектора 0 и вектора t. Следовательно, проекции радиус-вектора на оси координат должны быть равны сумме проекций этих двух векторов на те же оси. Рассмотрим случай, когда направления 0 и совпадают.

Запишите уравнение (1.4) в проекциях на оси декартовой системы координат. Обсудите, в каком случае при рассмотрении движения точки можно ограничиться одной осью.

Выберем оси координат так, чтобы точка двигалась по какой-либо оси, например по оси ОХ. Тогда векторы 0 и будут составлять с осями OY и OZ прямой угол. Поэтому их проекции на эти оси равны нулю. А значит, равны нулю в любой момент времени и проекции радиус-вектора 0 на оси OY и OZ. Так как проекции радиус- вектора на координатные оси равны координатам его конца, то rх = х и r = х0. Поэтому в проекциях на ось ОХ уравнение (1.4) можно записать в виде

х = х0 + υxt.                         (1.5)

Запомни
Уравнение (1.5) есть уравнение равномерного прямолинейного движения точки, записанное в координатной форме.

Оно позволяет найти координату х точки при этом движении в любой момент времени, если известны проекция её скорости на ось ОХ и её начальная координата х0.

Если 0 и не совпадают по направлению, а ось ОХ направлена вдоль скорости, то уравнение движения запишем в виде

    x = x0 + xt

    y = y0

    z = z0,

где х0, у0, z0 — проекции радиус-вектора 0 на оси координат (рис. 1.10, а).

    Проекции радиус-вектора

Путь s, пройденный точкой при движении вдоль оси ОХ (рис. 1.10, б), равен модулю изменения её координаты: s = |х2 - х1|. Его можно найти, зная модуль скорости υ = |υx|:

    s = |υx|t = υt.                         (1.6)

Движение точки может происходить как по направлению оси ОХ (υx = υ), так и в противоположную сторону (υx = -υ). Поэтому при расчётах разумно пользоваться уравнением: х = х0 ± υt.

Какое из наблюдаемых вами движений можно приблизительно считать равномерным?

Отметим, что, строго говоря, равномерного прямолинейного движения не существует. Автомобиль на шоссе никогда не едет абсолютно прямо, небольшие отклонения в ту или иную сторону от прямой всегда имеются. И значение скорости слегка изменяется. Но приближённо на протяжении не слишком большого промежутка времени движение автомобиля можно считать равномерным и прямолинейным с достаточной для практических целей точностью. Таково одно из упрощений действительности, позволяющее без больших усилий описывать многие движения.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru