|
|
|
§ 23. Плавание тел
Плавание судов (окончание)Как увеличить безопасность корабля?Если в дне корабля по какой-либо причине возникнет отверстие (например, из-за столкновения с подводной частью айсберга, как в случае «Титаника»), полости в подводной части корабля начнут заполняться водой. Из-за этого будет увеличиваться действующая на корабль (с попавшей в него водой!) сила тяжести. В результате корабль может затонуть. Поэтому для увеличения безопасности корабля подводную его часть часто делят на отсеки, разделённые прочными водонепроницаемыми переборками. Если в подводной части корабля появится отверстие, то водой заполнится только один или несколько отсеков. При этом корабль погрузится в воду глубже, но не потонет (рис. 23.6).
Рис. 23.6. Отсеки в подводной части корабля повышают его безопасность Что означают некоторые морские термины?Глубину погружения судна в воду называют осадкой. Наибольшую допустимую осадку отмечают на борту судна ватерлинией. Массу судна с максимально возможным грузом (когда ватерлиния находится на уровне воды) называют водоизмещением судна. Наибольшее водоизмещение (до 500 000 т) у танкеров — судов для перевозки нефти. Водоизмещение океанского пассажирского лайнера — десятки тысяч тонн, а небольшой яхты — несколько тонн. Грузоподъёмность судна равна максимальной массе груза, который можно поместить на это судно, то есть она равна разности между водоизмещением судна и массой этого судна без груза.
|
|
|