|
|
|
§ 6. Тепловые двигатели
Паровая турбина
Первый тепловой двигатель, приводящий в движение заводские механизмы, построил в 1765 году российский инженер И. И. Ползунов. Не зная об изобретении Ползунова, через 10 лет после него тепловой двигатель создал английский изобретатель Дж. Уатт, который много сделал для усовершенствования таких двигателей. Сегодня самый распространённый пример теплового двигателя — автомобильный мотор. Тепловые двигатели стоят также на всех тепловых электростанциях. С принципами действия наиболее распространённых тепловых двигателей мы познакомимся на опытах. ПОСТАВИМ ОПЫТ Направим струю пара из колбы с кипящей водой на колесо с лопастями (рис. 6.1, а). Колесо начнёт вращаться. Мы построили простейшую модель теплового двигателя: внутренняя энергия топлива (спирта) частично превращается в механическую энергию вращающегося колеса. Это — модель паровой турбины.
Рис. 6.1. Паровая турбина: а — модель; б — изготовление современной паровой турбины На современных тепловых электростанциях паровые турбины вращают генераторы электрического тока. Представление о размерах этих турбин даёт рис. 6.1, б. Лопасти турбины вращает мощная струя водяного пара, нагретого до 600 °С. Давление этого пара в сотни раз больше нормального атмосферного давления.
|
|
|