Главная >> Химия 10 класс. Профильный уровень. Кузнецова

Глава 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

§ 64. Химическая экология в системе экологической науки

Интенсивно идущий научно-технический прогресс, неразумная деятельность человека нарушили взаимные отношения человеческого общества с природой, резко ухудшили состояние окружающей среды, поставили вопрос о выживании человечества. Острой необходимостью стало знание основ экологической науки и решение экологических проблем. Это усилило внимание к экологической грамотности и культуре населения всей планеты.

Экология (от греч. oikos — «дом», «местопребывание» и logos — «слово», «учение») — наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Химия вносит существенный вклад в экологическую науку, и особенно экологическая химия, изучающая процессы, которые определяют химический состав и свойства объектов окружающей среды. Важной составной частью экологии является химическая экология, исследующая характер и последствия химического воздействия на окружающую среду.

Хотя почти все экологические проблемы имеют химическую природу, порождает их далеко не всегда химия и химическая промышленность. Среди источников загрязнения окружающей среды химическая промышленность находится на восьмом месте.

Вы уже многое знаете об экологии из разных учебных предметов: о загрязнении окружающей среды и пагубных последствиях этого процесса, о ценности природы и всего живого, о путях оздоровления окружающей среды и роли в этом процессе экологических и химических знаний.

    Дайте определение науки экологии. Что является предметом ее изучения?
    Что понимают под биосферой и ноосферой?
    Какие группы факторов негативно влияют на состояние окружающей среды?
    Приведите примеры негативного влияния некоторых органических соединений на окружающую среду и здоровье человека.

Продукты человеческой деятельности, связанные с воздействием этой деятельности на окружающую среду, включают множество органических веществ, загрязняющих ее. Сегодня потенциальная экологическая опасность от воздействия веществ растет значительно быстрее объемов их производства. Причиной этого является все еще сохраняющееся традиционное технократическое мышление людей, живущих в мире веществ и в условиях ноосферы (от греч. noos — «ум», «разум»; sphaira — «шар»), т. е. нового эволюционного состояния биосферы, при котором деятельность человека — решающий фактор ее развития. Низкий уровень химической грамотности людей снижает химическую и экологическую безопасность человека и окружающей среды, вследствие чего интенсивно растет хемофобия — необоснованная боязнь химии и химических препаратов, негативное отношение к химии, отношение к химии как к источнику всех экологических бед. Это мнение, бытующее у населения, ошибочно, так как приблизительно 28,8 % загрязнений окружающей среды дают предприятия энергетического комплекса (ТЭЦ и др.), 26,2% — металлургия. Значительное загрязнение воздуха, почвы и воды приходится на автотранспорт и сельское хозяйство (особенно на скотоводческие фермы). На 8,9% окружающую среду загрязняют нефтегазпром, на 7,1 % — нефтехимпром. На химическую промышленность и органический синтез в сфере загрязнения окружающей среды приходится еще меньшая доля.

При этом следует иметь в виду и тот факт, что только химия способна создавать и создает средства защиты и очистки природы от разных загрязнителей. Человек живет в мире многообразия окружающих его веществ, особенно органических. Поэтому важно хорошо знать не только их состав, строение, свойства и превращения, но и способы их безопасного применения, их биохимические и биологические функции, их влияние на окружающую среду. Важно уметь правильно дозировать, использовать и утилизировать отработанные вещества и материалы. Каждому необходимо бережно относиться к природе, жизни, здоровью. Низкий уровень химикоэкологической грамотности порождает негативное отношение к химии, снижает химическую и экологическую безопасность человека.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru