Главная >> Химия 10 класс. Габриелян. Углубленный уровень

Введение

§ 1. Предмет органической химии. Органические вещества (окончание)

5. Для органических веществ характерно явление изомерии, очень редко встречающееся среди неорганических веществ.

Изомерия

Величайшим обобщением знаний о неорганических веществах является Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Для органических веществ аналогом такого обобщения служит теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Детальному рассмотрению основных положений этой теории будет посвящён следующий параграф.

Для количественной характеристики способности атомов одного элемента соединяться с определённым числом атомов другого элемента в неорганической химии, где большинство веществ имеет немолекулярное строение, применяют понятие «степень окисления». В органической химии, где для соединений более характерно молекулярное строение, используют понятие «валентность». Вспомните, что означают эти понятия, сравните их.

Велико значение органической химии в нашей жизни. В любом организме в любой момент протекает множество превращений одних органических веществ в другие. Поэтому без знаний органической химии невозможно понять, как функционируют системы, образующие живой организм.

С помощью органического синтеза получают разнообразные органические вещества: волокна, каучуки, пластмассы, красители, пестициды, витамины, гормоны, лекарства и т. д.

Многие современные продукты и материалы, без которых мы не можем обходиться, являются органическими веществами.

задания

1. Кто ввёл понятия «органические вещества» и «органическая химия»?

2 Как называлось учение о «жизненной силе»? Объясните этимологию (происхождение) этого термина. Какие открытия нанесли удар по этому учению?

3. Что изучает органическая химия? Дайте определение этой науки.

4. Что отличает органические вещества от неорганических?

5. Что общего в смысле понятий «валентность» и «степень окисления»? Что отличает их друг от друга?

6. Какие группы природных и синтетических органических веществ вы знаете?

7. Составьте формулы веществ по массовым долям химических элементов: а) углерод 12,5%; водород 8,3%; кислород 50,0%; азот 29,2%; б) углерод 14,3%; водород 1,2%; кислород 57,1%; натрий 27,4%; в) углерод 17,6%; водород 1,5%; кислород 47,1%; натрий 33,8%; г) углерод 29,3%; водород 3,7%; кислород 39,0%; натрий 28,0%; д) углерод 20,0%; водород 6,6%; кислород 26,7%; азот 46,7%. Выскажите предположение, какие из этих веществ относятся к неорганическим, а какие — к органическим.

8. Реагируют 2 моль вещества А с 1 моль кислорода, в результате чего образуется 2 моль углекислого газа. Реагируют 2 моль вещества Б с 3 моль кислорода, при этом выделяется 2 моль углекислого газа и 4 моль водяных паров. Какое из веществ, А или Б, является неорганическим, а какое — органическим? Ответ обоснуйте.

9. Исследуйте различия свойств неорганических и органических веществ на примере отношения их к нагреванию. На кончик металлического шпателя с изолированной ручкой положите несколько кристалликов сахара (сахароза — органическое вещество) и нагревайте их в пламени горелки. Аналогичный опыт проведите с кристалликами поваренной соли. Опишите наблюдаемые различия.

10. Найдите в Интернете сообщения о достижениях в области органической химии.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru