Главная >> Химия 10 класс. Габриелян. Углубленный уровень

Глава 6. Азотсодержащие соединения

§ 28. Нуклеиновые кислоты (окончание)

Трансгенная кукуруза добавляется в кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки; модифицированная соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, жиров для выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, варёных колбас, кондитерских изделий, белковых биодобавок, кормов для животных и даже детского питания.

Создание генетически модифицированных растений, устойчивых к сорнякам и вредителям, в несколько раз уменьшает расход гербицидов и ослабляет тем самым химическую нагрузку на окружающую среду.

Кубические арбузы — чудеса генной инженерии

В сельскохозяйственную практику входят трансгенные сорта с повышенными потребительскими свойствами, например гороха, сои, злаков с улучшенным составом белков. Созданы трансгенные помидоры без зёрнышек, на подходе бескосточковые черешня, цитрусовые. Выведен даже сорт кубических арбузов, которые экономически выгодно транспортировать и складировать за счёт более плотной укладки (рис. 80)!

В фармакологии методы генной инженерии дали возможность получить высокоэффективные вакцины против герпеса, туберкулёза, холеры; в нефтехимической промышленности — новые формы дрожжей и бактерий, способных уничтожать разливы нефти.

Клеточная инженерия

Суть метода клеточной инженерии схематически можно изобразить так.

От живого организма, например растения, берётся небольшой кусочек ткани, скажем, листовой пластинки. Напомним, что каждая клетка хранит в себе полный набор генов (геном) этого растения, но функции клеток дифференцированы, т. е. клетки листа отличаются от клеток стебля, корня или цветка. Следовательно, первый этап клеточной инженерии — дедифференциация — превращение ткани в набор клеток безотносительно их роли в растении. Полученная масса клеток делится, размножается, растёт их число, образуется целая клеточная колония, называемая каллусной тканью. Её можно разделить на несколько частей. Третий шаг — превращение каллусной ткани в клетки нужного органа растения: корня, листа или верхушечной почки (дифференциация).

Клонированная овечка Долли — точная копия материнского организма

Достигается это введением в питательную среду особых химических веществ — фитогормонов. Каждый отдельный кусочек каллусной ткани при этом приобретает вид маленького растения, способного к самостоятельному росту и раз- витию. Таким образом, из небольшого кусочка листа можно получить десяток новых растений — точных копий родительского организма.

Вершиной достижений клеточной инженерии можно считать клонирование организмов — создание точной копии живого существа. Выведенные академиком В. А. Струнниковым клоны шелкопряда известны на весь мир.

Наиболее известный феномен клеточной инженерии — клонирование домашних животных. Весь мир облетела весть о рождении овечки Долли — клона своей матери, появившейся на свет благодаря генной инженерии (рис. 81).

Биологическая инженерия

В биотехнологическом производстве клоны клеток используют как своеобразные химические фабрики для промышленного получения биологически активных веществ, например гормона эритропоэтина, стимулирующего образование красных кровяных телец, а также используемого для предотвращения образования тромбов в кровеносных сосудах. Методами клеточной инженерии получены факторы свёртываемости крови для лечения страшного заболевания — гемофилии, инсулин для лечения диабета.

1. Сравните РНК и ДНК:

а) по строению нуклеотидов;
б) по строению полинуклеотидной цепи;
в) по локализации в клетке;
г) по выполняемой функции в процессе биосинтеза белка.

2. Используя принцип комплементарности, запишите буквенное обозначение второй половинки фрагмента двойной спирали ДНК:

3. Сравните три структуры белковых молекул с соответствующими структурами молекул ДНК. Какую роль играют водородные связи в строении этих биополимеров?

4. Почему в молекуле ДНК число пуриновых и пиримидиновых звеньев одинаково?

5. Какие виды РНК вы знаете? Какова их роль в жизнедеятельности клетки?

6. Установите соответствие между типом нуклеиновой кислоты и её функцией в организме.

7. На сайте http://biology.ru изучите § 8.1.6 «Нуклеиновые кислоты». С помощью интерактивной анимации уясните, какие пары оснований называют комплементарными.

8. Выполните учебно-исследовательский проект на тему: «За» и «против» генномодифицированных продуктов питания».

9. Подготовьте сообщение «Генная инженерия на современном этапе: успехи и перспективы», используя ресурсы Интернета.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru