Главная >> Химия 10 класс. Габриелян. Углубленный уровень

Глава 7. Биологически активные соединения

§ 32. Лекарства (окончание)

Эти анальгетики ослабляют или снимают чувство боли, не оказывая влияния на работу отделов ЦНС (дыхательного, кашлевого центров и т. п.), их называют ненаркотическими. Понятно, что имеются и наркотические анальгетики, которые, в отличие от первых, не только ослабляют или снимают чувство боли, но и вызывают приятное чувство эйфории (от греч. ей — хорошо, phero — приносить) — отсутствие неприятных ощущений и переживаний, боли, недомогания, страха, тревоги, голода и жажды и состояние наркоза (от греч. narkosis — оцепенение, оглушение) — утрату чувствительности и потерю сознания. Вызывая состояние наркоза, наркотические анальгетики создают уникальные условия для хирургических операций, снимают болевые шоки, облегчают страдания безнадёжных больных. О некоторых лекарственных препаратах этой группы вы уже знаете: это оксид азота (I) — «веселящий газ» (вспомните опыты Г. Дэви) и серный (диэтиловый) эфир. Эти анальгетики вводятся в организм ингаляционно — через дыхательные пути и лёгкие. Для ингаляционного наркоза применяют также и фтпоротан (1,1,1-трифтор-2-бром-2-хлорэтан) CF3—CHBrCl. К слабодействующим наркотическим анальгетикам относится и известный вам этиловый спирт.

Как вы уже знаете, выделенный из опия в 1806 г. алкалоид морфин обладает анальгетическим действием. Кроме того, он обладает и наркотическим действием: вызывает эйфорию, снимает чувство боли, тревоги и страха. Наркотик вызывает формирование лекарственной зависимости — болезненного пристрастия к препарату, делающего невозможным существование человека без приёма все больших доз наркотика.

морфин

Знакомство человека с морфином подробно описал М. Булгаков в рассказе «Морфий». Он не нуждается в комментариях. Попадая в организм, наркотик быстро разрушает все установившиеся связи органов и систем, блокируя своим мощным анальгетическим действием болевые сигналы. Прекращение употребления наркотика или снижение дозы вызывает абстинентный синдром (ломку) — болевой шок, сопровождающийся тяжёлыми психическими нарушениями и патологическими явлениями со стороны различных органов и тканей. Изменяется артериальное давление, появляются потливость и тошнота, сильные боли в суставах и мышцах, тремор конечностей. Человек полностью теряет контроль над собой и своими действиями, единственной целью существования становится добыча новой порции наркотика любым путём, любой ценой и любыми средствами.

В последнее время всё чаще внедряют в сознание заблуждение о существовании «лёгких» наркотиков. Любой (!) наркотик формирует физиологическую и психическую зависимость от него. «Лёгкие» наркотики лишь более коварны, они медленнее и незаметнее (но также необратимо!) подчиняют себе сознание человека.

Познакомившись с историей развития науки о лекарственных средствах, некоторыми антибиотиками, наркотическими и ненаркотическими анальгетиками, противовоспалительными, антисептическими и жаропонижающими средствами, вы уже знаете, что способы применения, а значит, и лечебный эффект лекарственного средства зависят от многих факторов. К ним относится доза, терапевтический диапазон которой индивидуален для каждого лечебного средства. Меньшая доза не вызывает лечебного действия, слишком большая повлечёт побочные эффекты и отравление организма (вспомните идеи Парацельса). Обычно дети и пожилые люди более чувствительны к лекарствам, поэтому им назначают меньшие терапевтические дозы. Крайне важны режим приёма и способы применения лекарственных препаратов. Режим (частота) приёма определяется длительностью действия и особенностями циркуляции, накопления и выведения лекарства из организма. Кроме того, необходимо учитывать возможное взаимное влияние назначаемых препаратов друг на друга и их действие. Немаловажную роль при приёме лекарств играет состояние организма. Так, например, нарушение функций печени и почек может вызывать токсичность безвредного в других случаях препарата. Некоторые лекарства резко усиливают токсичное действие алкоголя, вызывая отравление даже небольшим количеством спиртного. Иногда при этом они теряют своё лечебное действие. Особой осторожности требует назначение лекарств беременным женщинам и кормящим матерям, так как лекарство может оказаться токсичным для плода или новорождённого.

Очевидно, что химиотерапевтические средства эффективны только по отношению к определённым микроорганизмам и требуют проведения микробиологического анализа перед их назначением. Назначая то или иное лекарство, врач учитывает и специфику работы пациента: некоторые препараты (например, успокоительные) замедляют ответные реакции ЦНС. Понятно, чем грозит применение таких лекарств во время работы водителя или машиниста электропоезда...

Как вы уже знаете, действие лекарства зависит и от способа его применения. Облегчить и оптимизировать приём позволяют так называемые лекарственные формы, придаваемые лекарственным средствам для удобства их применения. В таблице 16 приведены основные и наиболее часто используемые лекарственные формы.

Очевидно, что невозможно в одном параграфе рассмотреть всё многообразие лекарственных средств, их действие на организм, особенности применения и лекарственные формы этих препаратов, являющихся обычными химическими веществами. Более подробное знакомство с миром лекарств ждёт тех, кто в дальнейшем будет заниматься фармакологией и медициной. Однако уже теперь вам понятно, что даже первичное знакомство с этим миром невозможно без знания и понимания химии.

Лекарственные формы

1. Расскажите об «историческом пути» лекарственных средств. Назовите людей, оказавших наибольшее влияние на становление лекарственной медицины.

2. Что такое галеновые препараты? Как получали их в старину? Как получают сейчас? Приведите примеры галеновых препаратов из вашей домашней аптечки.

3. Объясните термины «наркоз», «анестезия», «алкалоид». Что значит купировать приступ болезни?

4. К какому классу органических веществ может быть отнесён нитроглицерин? Запишите уравнение гидролиза нитроглицерина и уравнение получения его из глицерина.

5. Составьте уравнения возможных реакций салициловой кислоты с раствором гидроксида натрия.

6. Составьте уравнение реакции хлороформа с хлором на свету. Каков механизм этой реакции?

7. Объясните термины «иммунитет», «вакцина», «антибиоз», «антибиотики», «абстинентный синдром», «анальгетики».

8. Составьте уравнение гидролиза салола. Укажите и объясните условия проведения этой реакции.

9. В чём отличие химиотерапии от фармакотерапии? Подтвердите свой ответ примерами.

10. На какие группы делят антибиотики по их противомикробному действию?

11. На чём основано лечебное действие антибиотиков? Каковы возможные побочные эффекты неграмотного применения этих препаратов?

12. Какие известные вам гормоны используют в качестве лечебных препаратов? С какой целью?

13. В чём заключается принципиальная разница действия наркотических и ненаркотических анальгетиков?

14. Перечислите факторы, влияющие на лечебное действие лекарств. В чём причины этого влияния?

15. В чём смысл деления антибиотиков на основные и резервные?

16. Прочитайте рассказ М. Булгакова «Морфий». Каково ваше мнение о судьбе его главного героя?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru