Как видно из примеров, план описания веществ индивидуален (для жидкостей следует охарактеризовать прозрачность, для металлов — металлический блеск и т. д.). Отдельные пункты плана могут быть опущены (это касается характеристики вкуса веществ, количественных данных, особенно если нет возможности выяснить их по справочнику). Таким образом, план — лишь руководство к действию при описании веществ, а применять его следует творчески.
Рассмотрите выданные вам образцы угля, железа, серы, хлорида натрия (это обычная поваренная соль). Составьте в тетради описание двух веществ из числа предложенных.
Основные понятия
Физические свойства • Агрегатные состояния • Плотность
Вопросы и задания
1. Заполните таблицу по образцу. Результаты работы обсудите с товарищем.
2. В кабинете химии есть две одинаковые по размерам и форме ступки: чугунная и медная. Какая из них имеет большую массу? Почему?
3. Опишите свойства алюминия, уксусной кислоты, питьевой соды.
4. На каких свойствах веществ основано применение: а) алюминия для изготовления посуды; б) графита для изготовления карандашных стержней; в) серебра для изготовления столовых приборов?
5. Плотность воздуха при О °С равна 1,29 кг/м3, а плотность жидкого воздуха при -194 °С равна 960 кг/м3. Как объяснить такое различие плотностей? Как получают жидкий воздух?
6. Пользуясь справочными таблицами, рассчитайте массу кубика льда, объём которого равен 15 см3; алюминиевой проволоки объёмом 300 см3.
7. Каковы области применения: а) воды; б) углекислого газа; в) алюминия; г) меди; д) серебра? Какими свойствами веществ обусловлены различные способы их использования? Выберите любое из перечисленных веществ и оформите ответ в виде схемы, разместив её на одной стороне листа альбома для рисования. Часть информации можно выразить с помощью рисунков. Для составления перечня способов применения выбранного вами вещества воспользуйтесь дополнительной литературой.