|
|
|
Биология как наука
§ 5. Среды обитания организмов
Среда обитанияКаждый организм обитает в определённой среде. Всё то, что окружает живое существо, называют средой обитания. На Земле существует четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно-воздушная, почвепная и, наконец, организмеппая (среда, образуемая самими живыми организмами). Каждая среда обитания имеет свои особенные условия жизни, к которым организмы приспосабливаются. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 6). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.
Вода обладает выталкивающей силой. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как мелкие растения и животные, так и достаточно крупные организмы, например медузы. Активные пловцы (рыбы, дельфины, киты и др.) имеют обтекаемую форму тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы. Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше. Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет. Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды. Наземно-воздушная средаНаземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. Большое значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздуха. Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. Для этого им необходимы специальные приспособления: животным — крепкий скелет (наружный или внутренний), растениям — сильные корни. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют различные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры. Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает отрицательное воздействие на живые организмы. У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления. ПочваПочва — верхний рыхлый слой суши. Она состоит из неживых (косных) неорганических веществ (минеральных веществ, воды и воздуха), а также содержит много живого (биологического) органического вещества (остатки растений и животных, продукты их разложения — перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные как кроты и землеройки (рис. 7). Поэтому почву называют биокосным природным образованием.
Под действием окружающей среды почва непрерывно изменяется. Вода от дождей и снегов растворяет минеральные вещества; погибшие животные и растения пополняют почву органическими остатками. Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Подробнее об удобрениях вы узнаете в § 25. Тела организмовТела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Жизнь внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в окружающей среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, изучая биологию. Моя лаборатория Чтобы лучше усвоить учебный материал, научись правильно работать с текстом учебника. В этом тебе поможет памятка «Как работать с текстом учебника». 1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание. 2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа. 3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа. 4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на смысловые единицы, составьте план. 5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами). 6. Кратко перескажите параграф. Новые понятия Среда обитания: водная, наземновоздушная, почвенная, организменная Ответьте на вопросы 1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете? 2. Какие свойства характерны водной среде обитания? 3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная? 4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете? 5. Какова роль почвы в жизни растений? 6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания? ПОДУМАЙТЕ! Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной? Биология как наука - выводы >>>
|
|
|