Главная >> Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения

Строение и многообразие покрытосеменных растений

   

§ 20. Зоны корня (окончание)

Лабораторные работы

Корневой чехлик и корневые волоски

    1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

    2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.

    3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

    4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

    5. Сделайте вывод.

При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить. Поэтому рассаду овощных и декоративных растений рекомендуется выращивать в торфоперегнойных горшочках. В этом случае корни при пересадке не повреждаются и рассада быстро приживается.

Зона проведения

Выше зоны всасывания, т. е. еще дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворенными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. В состав проводящих тканей этой зоны корня входят сосуды. По ним вода и растворенные в ней вещества из корня поступают в стебель и листья. В проводящих тканях находятся также клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.

Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Ее составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.

Новые понятия

Корневой чехлик. Корневой волосок. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения

Ответьте на вопросы

1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? 2. Каково значение корневого чехлика? 3. Где располагается зона деления клеток? Чем ее клетки отличаются от клеток других зон? 4. Где располагается зона растяжения корня? Каково ее значение? 5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет? 6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания? 7.Где расположена зона проведения корня? Почему ее так называют? 8. Что такое ткань? 9. Какие ткани различают в корнях растений?

Задания для самостоятельной работы

1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.

2. Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений [66]?

Развитие корневой системы растений

3. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем у контрольных и опытных растений.

Дополнительный материал

На 1 мм2 зоны всасывания корня кукурузы находится около 700 корневых волосков.

У одного растения ржи корневая система состоит из 14 млн мелких корней. Если вытянуть все эти корни в одну линию, они займут 600 км (расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга). На этих корнях насчитали 15 млрд корневых волосков. Они в длину составляют 10 тыс. км (расстояние от Риги до Владивостока).

Если вы хотите убедиться в этом, то вырастите растение ржи в большом деревянном ящике. Ко времени колошения стенки ящика раскройте и осторожно отмойте корни от земли. А теперь считайте. Убедились?!

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru