Главная >> Биология 7 класс. Пасечник

Глава 2. Многообразие растительного мира

§ 30. Размножение покрытосеменных растений (окончание)

Призпаки ветроопыляемых растений. У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких, крупных и душистых цветков (рис. 68). Невзрачные, обычно мелкие цветки, часто собранные в соцветия, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца — всё это приспособления к опылению ветром.

Признаки насекомоопыляемых

Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями, образуя заросли (орешник) или рощи (берёза). Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев, поэтому пыльца легко попадает на рыльца. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и др.

Учитесь работать самостоятельно

При изучении биологии вы часто сравниваете различные биологические объекты и явления. Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, а сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняется, что общего и какие различия имеются у сравниваемых объектов.

При проведении сравнения соблюдайте предложенную последовательность.

    1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
    2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ).
    3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений).
    4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

      а) признаки сходства;
      б) признаки различия.

Новые понятия

Опыление. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Двойное оплодотворение

Ответьте на вопросы

1. Какое строение имеет пыльца? 2. Почему у цветковых растений оплодотворений называют двойным? 3. Как образуется зародыш растения? 4. Как образуется эндосперм? 5. Из чего образуется семенная кожура? 6. Что такое опыление? 7. Какие способы опыления вы знаете?

Выполните задание

Изучите параграф и дополнительный текст. Пользуясь памяткой (см. § 30), проведите сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Результаты сравнения обсудите с учащимися класса.

ПОДУМАЙТЕ!

Как по особенностям строения цветка можно определить способ его опыления?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru