Главная >> Биология 7 класс. Пасечник

Глава 3. Многообразие животного мира

§ 49. Строение и жизнедеятельность рыб (окончание)

Размножение и развитие рыб

Большинство рыб — раздельно- полые животные. Органы размножения самки — яичники, обычно парные, наполненные развивающимися яйцеклетками — икринками. Органы размножения самца — два продолговатых семенника беловатого цвета. В них содержится семенная жидкость с множеством сперматозоидов.

В местах размножения самки откладывают икру. Самцы поливают её семенной жидкостью, содержащей множество сперматозоидов. Они устремляются к икринкам (яйцеклеткам), сливаются с ними — происходит оплодотворение. В оплодотворённой икринке развивается зародыш. У многих аквариумных рыб развитие зародыша длится всего несколько часов, а у трески и камбалы — несколько месяцев. В процессе развития зародыш превращается в личинку. Постепенно подрастая, личинка претерпевает ряд изменений. С появлением чешуи она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.

Икринки, личинки и мальки рыб беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи, птицы и сами рыбы. Поэтому лишь очень немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.

Моя лаборатория

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения рыбы

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму её тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела.
2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде.
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост. Установите, как они соединены между собой. Какое значение имеет такое соединение?
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки. Какую роль играют эти органы в жизни рыбы?
6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и пепарпые (спинной, анальный и хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы. На рисунке обозначьте части тела рыбы. Запишите в тетради вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Новые понятия

Позвоночник. Двухкамерное сердце. Нервная система: центральная и периферическая. Боковая линия. Малёк. Хрящевые и Костные рыбы

Ответьте на вопросы

1. Чем хрящевые рыбы отличаются от костных рыб? 2. Какие особенности внешнего строения рыб связаны с их водным образом жизни? 3. Назовите внутренние органы рыбы и расскажите о выполняемых ими функциях. 4. Каковы особенности развития рыб по сравнению с особенностями ранее изученных животных? 5. Что позволяет рыбе хорошо ориентироваться в окружающей среде?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему для каждого вида рыб характерны свои особенности размножения?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru