|
|
|
Глава 3. Многообразие животного мира
§ 51. Класс Земноводные (окончание)Размножение и развитие земноводныхПосле весеннего пробуждения земноводные покидают места зимовок. Постепенно они перемещаются в хорошо прогреваемые участки водоёмов. С наступлением тёплой погоды у них пробуждается стремление к размножению. Строение половых органов у земноводных и рыб сходно. При размножении самки откладывают в воду икру. Самцы выпускают в неё жидкость со сперматозоидами. После оплодотворения в икринках начинают развиваться зародыши (рис. 128). Через некоторое время они превращаются в личинок — головастиков. Постепенно у головастика появляются парные конечности, исчезает хвост. В это время формируются лёгкие, двухкамерное сердце превращается в трёхкамерпое. Головастик превращается во взрослое животное.
Значение земноводныхБудучи активными хищниками, земноводные являются важным звеном в пищевых цепях. Благодаря чрезвычайной прожорливости они служат естественными регуляторами численности тысяч видов беспозвоночных животных. Подобно другим животным, земноводные не только потребляют пищу, но и сами служат объектом питания хищников. Земноводные естественным путём регулируют численность вредителей культурных растений в садах, парках, полях, огородах. Они приносят немалую пользу, питаясь кровососущими насекомыми, которые часто являются переносчиками и промежуточными хозяевами паразитов. К сожалению, во многих странах численность земноводных сокращается. К массовой гибели икры и молоди земноводных приводит загрязнение водоёмов. Взрослые животные погибают при осушении земель и обработке сельхозугодий ядохимикатами. Отравленные ядами земноводные становятся лёгкой добычей хищников, в свою очередь отравляя их. Новые понятия Класс Земноводные. Трёхкамерное сердце. Головастик. Холоднокровные животные Ответьте на вопросы 1. Назовите характерные признаки земноводных. 2. Какие способы дыхания используют земноводные? 3. В чём основные отличия земноводных от рыб? 4. Каково значение земноводных в природе и жизни человека? Выполните задание Используя рисунок 128, составьте рассказ о развитии лягушки. ПОДУМАЙТЕ! Докажите, что слизь, покрывающая тело лягушки, служит приспособлением как к водному, так и к наземному образу жизни.
|
|
|