Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Особенности поэтической речи и стихосложения

Трехсложные стихотворные размеры

Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.

Дактиль

Дактиль (от греческого daktylos — букв, палец) — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. «В полном р азгаре страда деревенская...» — Некрасов.

    —́ — — / —́ — — / —́ — — / —́ — —

    (четырехстопный дактиль)

Амфибрахий

Амфибрахий (от греческого amphibrachus — букв, с двух сторон краткий) — трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр.: «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» — Пушкин.

    — —́ — / — —́ — / — —́ — / — —́

    (четырехстопный амфибрахий).

Анапест

Анапест (от греческого anapaistos — обратный дактилю, буквально — отраженный назад) — трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу...» — Некрасов.

    — — —́ / — — —́ / — — —́ / —

    (трехстопный анапест)

Аллитерация

Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр.: «Пора, перо покоя просит...» — Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: «О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..»

В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый «аллитерационный стих», где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком.

Ассонанс

Ассонанс— повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых «неточных рифм», в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука — стена — удар — взмах и т. д.

Был широко распространен в средневековой романской поэзии («Песнь о Роланде»).

 

 

???????@Mail.ru