|
|
Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении |
|
А.С. Пушкин
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкинаа) Гражданская позиция поэта, продолжение традиций Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Напр. ода «Вольность»: Где ты, где ты, гроза царей,
Стихотворение «К Н. Я. Плюсковой» (1818): На лире скромной, благородной
б) Проблема свободы творчества. Эта тема отражается в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»: Книгопродавец: — Итак, любовью утомленный,
Поэт: — Свободу. В стихотворении «Поэт» (1827): Пока не требует поэта
в) Богоизбранность поэта, ощущение им своей ответственности за происходящее на земле. Стихотворение «Пророк» (1826). Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения нашли отражение душевная опустошенность, которая мучила Пушкина в годы «кризиса», и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение» («Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы...»), а также расширяется восприятие внешнего мира слухом («Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон. И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье...»). Поэт задается вопросом, возможно ли это изощренно-тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык, и празднословный и лукавый, и жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой...»). Поэту-реалисту необходим «жар сердца». Только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рассек мечом, и сердце трепетное вынул, и угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул...»). Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства, это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение оценивать его с определенной точки зрения, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой («И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!»). г) Гуманистический пафос поэзии, осознание своего долга перед народом. В стихотворении «Памятник» (1836) Пушкин излагает своего рода программу творчества, указывает, на что был направлен его пафос. Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
Пушкин в первых же строках провозглашает основную ценность и мерило творчества любого поэта — народность. В чем именно состоит народность, Пушкин раскрывает далее. И долго буду тем любезен я народу,
В этих строках утверждается гуманистическая идея творчества. Поэт, по мнению Пушкина, должен пытаться делать людей лучше, не упрекать их в невежестве и темноте, но указывать, куда им следует двигаться. И здесь художник должен слушать только веление собственного сердца: Веленью божию, о, муза, будь послушна,
|
|
|