Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Н.А. Некрасов

Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Часть 1. Глава 5

Помещик

Помещик был «румяненький, осанистый, присадистый, шестидесяти лет; усы седые, длинные, ухватки молодецкие» . Фамилия помещика — Оболт-Оболдуев. Он принимает мужиков за грабителей и даже выхватывает пистолет, но когда те рассказывают ему, в чем дело, помещик от души смеется, затем слезает с коляски, приказывает лакею подать подушку, рюмку хересу и начинает рассказывать про помещичье житье. Вначале заводит речь о древности своего рода: по отцу самый древний предок — татарин Оболт Оболдуев, который волками и лисицами тешил государыню, за что ему было пожаловано два рубля (о чем упоминается в летописи двухсотлетней давности), а на именины государыни его медведь «ободрал». Странники замечают, что «с медведями немало их шатается прохвостов и теперь». Помещик кричит «Молчать!» и продолжает рассказ. По линии матери самый древний предок — князь Щепин, который (как гласит летопись трехсотлетней давности) вместе с каким-то Васькой Гусевым «пытал поджечь Москву, казну пограбить думали, да их казнили смертию». Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам», роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных вспоминает и «прислуги целый полк». С нежностью говорит 6 псовой охоте, которой увлекались помещики былых времен. А более всего помещик тоскует по неограниченной власти:

    Кого хочу — помилую,
    Кого хочу — казню.
    Закон — мое желание!
    Кулак — моя полиция!

Помещик рассказывает, каким он был добрым, как «в воскресенье светлое со всей своею вотчиной христосовался сам», утверждает, что на праздники в его дом для молитвы допускались крестьяне:

    Страдало обоняние,
    Сбивали после с вотчины
    Баб отмывать полы!
    Да чистота духовная
    Тем самым сберегалося
    Духовное родство!

По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок — «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!». Помещичьи дома разбирают на кирпичи, сады, которые растили много лет, крестьяне рубят на дрова, воруют лес.

    Поля — недоработаны,
    Посевы — недосеяны,
    Порядку нет следа!
    ...
    Усадьбы переводятся,
    Взамен их распложаются
    Питейные дома!..
    Поят народ распущенный,
    Зовут на службы земские,
    Сажают, учат грамоте, —
    Нужна ему она!
    На всей тебе, Русь-матушка,
    Как клейма на преступнике,
    Как на коне тавро,
    Два слова нацарапаны:
    «Навынос и распивочно».
    Чтоб их читать крестьянина
    Мудреной русской грамоте
    Не стоит обучать!

Помещик недоумевает, почему «писаки праздные» призывают его учиться, трудиться, говорит, что он «не крестьянин-лапотник», а «божиею милостью российский дворянин».

    Россия — не неметчина,
    Нам чувства деликатные,
    Нам гордость внушена!
    Сословья благородные
    У нас труду не учатся.
    У нас чиновник плохонький,
    И тот полов не выметет,
    Не станет печь топить...

Помещик сетует, что он живет в деревне сорок лет, но не может отличить ячменного колоса от ржаного, а его призывают трудиться.

    ...Чему учился я?
    Что видел я вокруг?
    Коптил я небо божие,
    Носил ливрею царскую,
    Сорил казну народную
    И думал век так жить...
    И вдруг... Владыко праведный!
    Помещик зарыдал.

Крестьяне сочувствуют помещику, думают про себя:

Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»

<<< Часть 1. Глава 4                       Часть 1. Глава 6 >>>

 

 

???????@Mail.ru