Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Пир на весь мир

Горькое время — горькие песни

Веселая

    — Кушай тюрю, Яша!
    Молочка-то нет!
    «Где ж коровка наша?»
    — Увели, мой свет!
    Барин для приплоду
    Взял ее домой.
    Славно жить народу
    На Руси святой!

    «Где же наши куры?» —
    Девчонки орут.
    — Не орите, дуры!
    Съел их земский суд;
    Взял еще подводу
    Да сулил постой...
    Славно жить народу
    На Руси святой!

    Разломило спину,
    А квашня не ждет!
    Баба Катерину
    Вспомнила — ревет:
    В дворне больше году
    Дочка... нет родной!
    Славно жить народу
    На Руси святой!

    Чуть из ребятишек,
    Глядь — и нет детей:
    Царь возьмет мальчишек,
    Барин — дочерей!
    Одному уроду
    Вековать с семьей.
    Славно жить народу
    На Руси святой!

Затем мужики поют песню «Барщинную»:

    Беден, нечесан Калинушка,
    Нечем ему щеголять,
    Только расписана спинушка,
    Да за рубахой не знать.
    С лаптя до ворота
    Шкура вся вспорота,
    Пухнет с мякины живот.
    Верченый, крученый,
    Сеченый, мученый,
    Еле Калина бредет.
    В ноги кабатчику стукнется,
    Горе потопит в вине,
    Только в субботу аукнется
    С барской конюшни жене...

Кончив песню, крестьяне вспоминают о старых порядках:

    День — каторга, а ночь?
    Что сраму-то! За девками
    Гонцы скакали тройками
    По нашим деревням.
    В лицо позабывали мы
    Друг дружку, в землю глядючи,
    Мы потеряли речь.
    В молчанку напивалися,
    В молчанку целовалися,
    В молчанку драка шла.

Один из мужиков скептически отзывается о «молчанке, говорит, что мужики горазды ругаться, вспоминает, как их барыня решила того, «кто скажет слово крепкое», нещадно драть. Прекратили ругаться, а как объявили волю, «душу отвели» — ругались так, что «поп Иван обиделся». Другой — «детина с черными большими бакенбардами» — рассказывает про «Якова верного — холопа примерного». Помещик Поливанов был жадный, скупой, пил горькую, «деревушку на взятки купил». Дочь выдал замуж, но, повздорив с зятем, приказал высечь его, потом прогнал вместе с дочерью, ничего не дав. Был у него верный слуга Яков.

    Яков таким объявился из младости,
    Только и было у Якова радости:
    Барина холить, беречь, ублажать
    Да племяша-малолетку качать.

Яков жил вместе с барином, был вернее пса. Племянник Якова, Гриша, вырос и попросил позволения барина жениться на девушке Арише. Но барин сам имеет виды на Аришу и поэтому отдает Гришу в солдаты, несмотря на мольбы Якова. Яков запивает, потом пропадает. Поливанову плохо без Якова: он к нему привык. Внезапно через две недели Яков возвращается. Поливанов собирается к сестре в гости, Яков везет его. Проезжая лесом, сворачивает в глухое место — Чертов овраг. Помещик пугается, начинает умолять Якова пощадить его, обещает всякие блага. Яков отвечает, что не станет марать руки убийством. Перекидывает вожжи через сук и сам вешается. Барин остается один. Кричит, зовет людей, но никто не отзывается. Барин проводит в овраге всю ночь, «стонами птиц и волков отгоняя». Утром его находит охотник, барин возвращается домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!»

После этого рассказа мужики спорят, кто грешней — кабатчики, помещики, мужики или разбойники. Клим Лавин затевает драку с купцом, из которой выходит победителем. Ионушка, «смиренный богомол», рассказывает о силе веры — историю про юродивого Фомушку, который звал людей спасаться в леса, а его арестовал становой и повез в острог. Фомушка с телеги кричал: «Били вас палками, розгами, кнутьями, будете биты железными прутьями!» А утром пришла воинская команда — допросы, усмирение, «пророчество строптивого чуть в точку не сбылось». Иона упоминает о Ефросиньюшке, божьей посланнице, которая поягляется в холерные годы и «хоронит, лечит, возится с больными». Рассказывает о том, как турки монахов Афонских топили в море.

Иона Ляпушкин был богомолом и странником. Крестьяне знали его и не только не гнушались им, но спорили, кто первый приютит его. Все выносили ему навстречу иконы, а Иона шел не с теми, у кого икона богаче, но за той, которая больше ему пойравится, нередко за самой бедной. Иона рассказывает притчу о двух великих грешниках.

<<< Вступление                        О двух великих грешниках >>>

 

 

???????@Mail.ru