|
|
Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении |
|
Н.А. Некрасов
Размышления у парадного подъездаСтихотворение было впервые опубликовано в газете «Колокол» (1860). А. И. Герцен так прокомментировал эту публикацию: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Само название стихотворения («Размышления...») указывает на одические традиции Ломоносова и Державина. Однако традиции переосмыслены Некрасовым, «высокие» некрасовские слова не однозначны, как у Ломоносова. В тексте стихотворения явно прослеживается перекличка с одой Державина «Вельможа». С первых строк поэт обличает лжеторжественность, «парад холопства, торжество холуйства»: Вот парадный подъезд.
В отличие от оды Державина (в которой к вельможе приходят просители, в том числе и вдова) у Некрасова йоявляются просители-мужики — символический образ деревенской России. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, горя и униженности крестьян. «Крест на шее и кровь на ногах» выступают символом страдания и подвижничества. Швейцар прогоняет просителей, не приняв «скудные лепты». И пошли они, солнцем палимы,
Затем поэт вводит читателя в покои вельможи, погруженного в негу и роскошь. В самом стихотворении эта часть отделена, резко меняется размер и рифмовка. Ты, считающий жизнью завидною
Описание старости вельможи, его «аркадской идиллии» резко контрастирует с общим содержанием произведения. Поэт не дает вельможе умереть на родине, к которой тот не причастен: Убаюканный ласковым пением,
Авторское отношение проявляется в строках: ... герой,
Напряженный лиризм стихотворения разрешается стоном-песней, в которой предстает обобщенный образ русской земли: ... родная земля,
В кульминации стихотворения появляется тема Волги — извечной героини русских народных песен: Выдь на Волгу: чей стон раздается
Завершает стихотворение мучительный вопрос, обращенный к народу: ...Эх, сердечный!
|
|
|