Главная >> ГДЗ по биологии 9 класс

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле

Гипотезы возникновения жизни

    Вопрос 1. Какие гипотезы возникновения жизни вам известны?

Различные представления о возникновении жизни можно объединить в пять гипотез:

    1) креационизм — Божественное сотворение живого;

    2) самопроизвольное зарождение — живые организмы возникают самопроизвольно из неживого вещества;

    3) гипотеза стационарного состояния — жизнь существовала всегда;

    4) гипотеза панспермии — жизнь занесена на нашу планету извне;

    5) гипотеза биохимической эволюции — жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам.

В настоящее время большинство ученых поддерживают идею абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции.

    Вопрос 2. Почему представление о Божественном происхождении жизни нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть?

Процесс Божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению и экспериментальному исследованию. Следовательно, с научной точки зрения гипотезу Божественного возникновения живого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Главный принцип научного метода — «ничего не принимай на веру». Следовательно, логически не может быть противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую.

    Вопрос 3. На какой вопрос не отвечает гипотеза панспермии?

Гипотеза панспермии (жизнь занесена на нашу планету извне) не отвечает на главный вопрос, как возникла жизнь, а переносит эту проблему в какое-то другое место Вселенной.

    Вопрос 4. Какие опыты показали невозможность самозарождения жизни в настоящее время?

Впервые невозможность самозарождения жизни показали эксперименты итальянского ученого Франческо Реди, который в 1668 г. доказал невозможность самозарождения мух в гниющем мясе.

Ф. Реди взял несколько сосудов и поместил в них кусочки мяса. Часть сосудов он оставил открытыми, а часть прикрыл тканью. Через несколько дней в открытых сосудах мясо кишело личинками мух, а в закрытых, хотя мясо и гнило, личинок не было. На этом основании был сделан вывод, что личинки появились из отложенных мухами яиц, а не самозародились.

Эксперименты итальянского натуралиста Ладзаро Спалланцани наглядно продемонстрировали невозможность самозарождения микроорганизмов в питательных бульонах после их кипячения в запаянных сосудах.

Сторонники самозарождения утверждали, что «жизненная сила», находящаяся в воздухе, от высокой температуры разрушается, а так как сосуд запаян, то и самозарождение невозможно.

В 60-х гг. XIX в. Луи Пастер провел простой, но очень показательный эксперимент. Он кипятил бульон в колбах с длинным S-образно изогнутым кончиком, в котором оседали все споры микроорганизмов, содержащиеся в воздухе, поступавшем в колбу после кипячения. Хорошо прокипяченная питательная среда оставалась стерильной, хотя доступ воздуха с «жизненной силой» был обеспечен. Но стоило смочить бульоном изогнутое колено, как в колбе начиналось интенсивное размножение микроорганизмов.

Опыты Пастера позволили впоследствии создать некоторые методы консервации продуктов питания. Изучая «болезни» вин, Пастер показал, что они вызываются микроорганизмами. Талантливый ученый предложил нагревать вино до 50—60° для того, чтобы убить вредные микробы. Такой метод получил название « пастеризация ».

 

 

???????@Mail.ru