|
|
|
Морфология и орфография
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне словаУпр. 87. Сторожи́л — сто́рож, старожи́л — ста́рый, полоска́ть — поло́щет, поласка́ть — ла́сковый, помеща́ть — ме́сто, привилегиро́ванный — привиле́гия, старина́ — ста́рость, чистоте́л — чи́стый, частота́ — ча́стый, пересоли́ть — со́ль, отвори́ть — отво́ренный, отвари́ть — отвар, чистота́ — чи́стый. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, необходимо подбирать проверочное слово в соответствии с лексическим значением проверяемого слова. Упр. 88. Запевать песню (запеть) — запивать лекарство (пить); приведение в действие (вёл) — встреча с привидением (увидеть); умалять заслуги (малые) — умолять о помощи (молит); седеть от горя (сед) — сидеть у окна (сидя); яркое освещение (свет) — освящение знамени (свято). Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, необходимо подбирать проверочное слово в соответствии с лексическим значением проверяемого слова. Упр. 89. Всю домовую (дом) работу Лонгрен исполнял (исполнить) сам: колол (колет) дрова, носил (носит) воду, топил (топит) печь, стряпал, стирал (стирка), гладил бельё и, кроме всего этого, успевал (успел) работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать (зачитывать) и писать (письма). Он стал изредка (редкий) брать её с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехватить (хватка) денег в магазине или снести товар. Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырёх верстах (вёрсты) от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать детей (дети), помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но всё- таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща полна (полный) солнечным ливнем, цветами (цвет) и тишиной (тихо), так что впечатлительности Ассоль не грозили (угроза) фантомы воображения, Лонгрен отпускал её в город. (А. Грин) Упр. 90. 1. Солнце уже садилось (посадка) и бросало (бросил) косвенные лучи, которые то играли по золотым (золото) окладам икон, то освещали (свет) тёмные и суровые лики святых (свято) и уничтожали своим блеском слабое и робкое мерцание (меркнет) свеч. 2. Владимир заплатил (плата) проводнику и поехал на двор к священнику (святость). 3. В столовой (стол) уже стояли (стоя) два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах (лето), когда сажают (посажен) уже детей (дети) за стол, но на высоких стульях. 4. Бледно-серое небо светлело (светлый), холодело (холод), синело (синий); звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели (пот) листья, кое-где стали раздаваться (раздать) живые звуки, голоса (голос), и жидкий ранний ветерок (ветер) уже пошёл бродить (бродит) и ползать над землёй. 5. Заседание (сесть) шестой (шесть) декады началось (начало) очень оживлённо. 6. Слепой (ослеп) сидел (сидя) с опущенной головой, прислушиваясь к этому грохоту. 7. Несмотря на полноту и одышку, он вдруг развивал (развить) необычайную скорость, его спутницы отставали (отстать). 8. По мере того как разгорался костёр, ярче освещались (свет) выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев.
|
|
|