|
|
|
Морфология и орфография
Употребление гласных после ЦУпр. 113. Авиация, апробация, бледнолицый, вальцевать, герцогиня, грация, инициалы, инцидент, марципан, на цыпочках, палаццо, панцирь, пунцовый, сердцем, целлофан, цеце (муха), цилиндр, цыган, циновка, цирк, цитадель, цитрус, цитата, цистерна, циферблат, шницль, шприцем, энциклопедия. Упр. 114. 1. Цыганы (искл.) шумною толпой по Бессарабии кочуют. 2. Что тебе надобно, вьюга, ты у окна завываешь, сердце (окончание в безудар. положении) больное тревожишь... 3. Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой, с свинцом (в окончании под ударением) в груди и жаждой мести, поникнув гордой головой!.. 4. Меня лечил полковой цирюльник (в корне слова), ибо в крепости другого лекаря не было. 5. Плутовка к дереву на цыпочках (искл.) подходит. 6. И станут кружком на лужке интермеццо (иноязычное слово), руками, как дерево, песнь охватив. 7. И — двойника нащупавший двойник — сквозь лёгкое лицо (в окончании под ударением) проступит — лик. 8. На нас цыкают (искл.), прогоняют с холода домой, но мы не уходим, потому что уходить никак нельзя. 9. В трёх верстах от станции (в корне) стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. 10. Офицер (под ударением в соответствии с произношением) отпер шкатулку и вынул несколько кип ассигнаций (в корне).
Упр. 116. Человек не спеша шёл по мощёной улице, глядя по сторонам с любопытством, выдающим приезжего. Одет он был в старую солдатскую шинель, прожжённую в нескольких местах у фронтовых костров, пробитую осколками и простреленную пулями, а за спиной у него висел тощий, ничем, кажется, не заполненный вещевой мешок. Весь вид этого человека напоминал о недавно закончившейся беспримерной по масштабам войне, и только светло-серая кепка на голове, обычная, рабочая кепка, по-видимому совсем новая, была единственной данью наступающему мирному времени. Лицо человека, загорелое, голубоглазое, с добрыми, как будто припухшими губами, из-за этой кепчонки многое теряло в своей солдатской выразительности. Хотя человек был, несомненно, нездешний (его мятая шинель свидетельствовала о сне на вагонной койке), в нём не чувствовалось никакой растерянности: военная привычка к перемене мест выбила из него следы провинциальности, деревенщины, скованности движений. Единственное, что с несомненностью выдавало его принадлежность к деревне, была приветливость: он здоровался с рабочими, собиравшимися к своим объектам, вежливым и весёлым «Здравствуйте». В этом слове звучало и его искреннее уважение к труженикам столицы, и гордость за древнюю Москву. Очутившись на Красной площади, он, поражённый увиденным, остановился: всё, о чём он знал из кинофильмов, живо предстало перед ним. «Так вот куда ты залетел, Андрей Слепцов!» — сказал он себе вполголоса. (По Э. Казакевичу)
|
|
|