Главная >> ГДЗ по русскому языку 10-11 класс. Гольцова

Морфология и орфография

Правописание двойных согласных

Упр. 125.

Баллада (запомнить), галерея (запомнить), аллегория (запомнить), белоруска (корень -рус-), Белоруссия (запомнить), великорусский (на стыке корня -рус- и суффикса -ск-), жужелица (искл.), жужжание (исконно русское слово), бассейн (запомнить), металлический (запомнить), финн (запомнить), финка (перед суффиксом -к-), колонка (перед суффиксом -к-), рапорт (запомнить), русист (корень -рус-), ассамблея (заимствованное слово), искусство (запомнить), искусный (запомнить), гостиница (запомнить), отель (запомнить), интеллигенция (запомнить), поммастера (сложносокр. слово от помощник мастера), Финляндия (запомнить), пресс-центр (от слова пресса), редколлегия (запомнить), групорг (в первой части сложносокр. слова), юннат (сложносокращённое слово от юный натуралист), одиннадцать (корень -один- + суффикс -надцать-), корпункт (в первой части сложносокр. слова), юнкор (сложносокр. слово от юный корреспондент), грампластинка (в первой части сложносокр. слова).

Упр. 127.

1. Но вызывать сейчас огонь артиллери/и было бес/ смысл/енн/о — огонь накрыл бы и наших разведчиков. 2. А Никитич может рас/сужд/а/ть таким манером хоть всю ночь — только развесь уши. 3. Памятник свободе — неволе — стихии — судьбе и конечной победе гения: Пушкину, вое/ ста/вш/ему из цепей. 4. Вот старая сказка, которой быть юн/ой всегда суждено. 5. Явилась юн/ость — праздник мира. 6. Полевая Росси/я! Довольно волочиться сохой по полям! 7. Но и всё же хочу я стальною видеть бедную, нищ/ую Русь/. 8. В городе всё стихло и насторожилось, звучали только шаги матрос/ск/их батальонов, уходивших утром в поле, да тревожные гудки санитарных автомобилей — в порт прибывали из Одесс/ы первые ран/ен/ые. 9. Вспышки бенгальского огня вырывали из мрака масс/ив/н/ые колонн/ ад/ы.

Упр. 128.

1. В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, — было похоже на иллюминацию. 2. Где брели бойцы понуро, и, скользнув с бревна в ночи, артиллерия тонула, увязали тягачи. 3. Диссонансом больным, невозможным в тишине прозвучали слова. 4. Он ощутил прелести этих садов, где в глубине аллей шумят балтийские волны. 5. От дома, от деревьев, от голубятни и галереи — от всего побежали далеко длинные тени. 6. В гостиной было тихо, так тихо, что явственно слышалось, как стучал по потолку залетевший со двора слепень. 7. Сергей, постояв ещё минуту, медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели, сел на большой кусок антрацита.

Упр. 129.

Кристалл — кристаллический; группа — групповой, программа — программный; параллель — параллельный, шоссе — шоссейный; антенна — антенный; коралл — коралловый; коллектив — коллективный; трасса — трассовый; суффикс — суффиксальный; металл — металлический; прогресс — прогрессивный; масса — массовый; аппарат — аппаратный; колосс — колоссальный; аннексия — аннексированный.

Заимствованные слова в процессе словообразования сохраняют своё написание, в том числе двойные согласные, за исключением некоторых слов.

Упр. 130.

1. Кричат в кустах коростели (запомнить), и бьют перепела (запомнить), гудит выпь, горят (чередование в корне, безударное положение) первые звёзды, а заря (чередование в корне, безударное положение) ещё долго дотлевает (неизменяющаяся приставка до-; провер. слово тлеть) над далями и туманами. 2. «О, концерт (о — запомнить; е после ц — в соответствии с произношением) большой (в окончании после шипящего под ударением) будет», — обронил (обронит) кто-то из мужиков (после шипящего). 3. О любимые сердцем (сердечко; в окончании после ц под ударением) обманы. 4. Воздушный лайнер (запомнить) гудел реактивными (запомнить) двигателями на высоте девяти (девятка) тысяч (запомнить) метров, и здесь, в солнечном арктическом холоде, за толстыми стёклами иллюминаторов (заимствованное слово), сияли глыбами, проплывали (неизменяемая приставка про-; ы в корне — в соответствии с произношением) по горизонту (запомнить) ослепительно (ослепнуть) сахарные айсберги (запомнить). 5. В кармане галифе (запомнить) Сергей нащупал крошки (крошить) махорки (запомнить) и, осторожно стряхнув (стряхивать) его содержимое (держит; и после шипящего) в руку, завернул (завертится) толстую неуклюжую цигарку (в корне слова). 6. И вот, неожиданно для всех, я выдержал (держит) блистательно (чередование в корне; после корня есть суффикс -а-) экзамен (запомнить). 7. Бедные поэты (запомнить) — в зарницах (чередование в корне, а в безударном положении), в бурях и громах — пели вдохновенные песни о прелести (прелестный) дружбы, благородных порывах, свободе и мужестве. 8. В грязь машины (после шипящего), не надеясь проехать по разжиженной (перед звонким согласным) колее (запомнить), выезжают (ездить) из неё на сторону и едут рядом, по зелёной траве (травы). А ещё (искл.) мне кажется, что я как-то связана с моей корейской (запомнить) розой, с демонской гортензией (запомнить) и всей тихой чёрной (звук [о] чередуется' с [э] — чернеть) жизнью (после шипящего) корней (корень).

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru