|
|
|
Самостоятельные части речи
Правописание сложных имён существительныхУпр. 193. Сложные существительные: а) с соединительными гласными о, е пишутся слитно: солнцестояние, живоглот, паровоз, лесопосадка, землеройка, мясозаготовки, горемыка; без соединительных гласных: алмаатинец; б) с элементами авиа-, агро-, микро-, макро-, фото- и др. пишутся слитно: агросервис, аэропорт, фотостудия, зоопарк, микромир, макромир; в) состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, пишутся через дефис: иван-чай, вагон- ресторан, Ростов-на-Дону, рубаха-парень, царь-колокол, премьер-министр, плакун-трава, динамо-машина, горе- проводник, матч-турнир; г) с глагольным элементом пишутся слитно: вертихвостка; д) с первой частью — числительным: (нет); е) с начальными пол-, полу-: полумрак, полгектара (с полу- всегда слитно), пол-луны (дефис перед -л); ж) сложносокращённые существительные пишутся слитно: культтовары, промтовары, завстоловой, универсам. Упр. 194. Адрес-календарь, альфа-лучи, аэрофотосъёмка, ва-банк, вертишейка, вице-президент, вицмундир, военнообязанный, вольтметр, вольт-секунда, горе-богатырь, горнолыжник, гала-концерт, лейб-драгун, пединститут, северо-запад, генерал- лейтенант, жар-птица, луна-парк, макрофотосъёмка, правда- истина, рак-отшельник, старожил, торт-мороженое, травушка-муравушка, унтер-офицер, юго-запад. Упр. 195. 1. Сёма Гинзбург устроил меня подручным слесаря на «Электросилу». 2. Навсегда, на всю жизнь я запоминаю левую плоскость самолёта «У-1», на котором мы учились. 3. А эти чистокровные полки, а эти человеко-единицы шинельной лавой шли в пределы стран. 4. Пора медосбора, пора медосбора... От лилий белы золотые озёра. 5. Попрыгунья-Стрекоза лето красное пропела... 6. Персы- торговцы поливают водой мягкую от жары асфальтовую панель, и мне слышится их спокойная гортанная речь. 7. Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом Совете считался главным специалистом по колхозным вопросам. 8. Торгаш — ненасытный чёрт, как ломаный грош-полушку, за килограмм берёт всю мою получку. 9. Изредка пролетит жук-навозник. Мелькают ночные бабочки-совки. 10. Всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороха, золотые чашечки куриной слепоты, цветы ивана-да-марьи. Упр. 196. В 1870 году Савва Иванович Мамонтов, владелец крупных предприятий, человек, горевший неугасимой любовью к искусству, покупает усадьбу Абрамцево. Художников, членов мамонтовского кружка, объединяло стремление к созданию русского национального искусства, опирающегося на народное творчество. Фоном их жизни в Абрамцеве была прекрасная природа: тёмные леса и весёлые перелески, зори, догорающие над лугами, где белеет тонкий туман. Омуты и заводи, окружающие массы леса. Ржаные поля, белые от пыли, прихотливо вьющиеся просёлочные дороги. Неудивительно, что в такой обстановке творчество било ключом и что здесь был создан ряд замечательных произведений, составивший славу русской живописи. В Абрамцеве Репин сделал первый набросок «Запорожцев», в соседней деревне Репихово написал «Проводы новобранца». В. М. Васнецов писал своих богатырей, использовав для фона долину реки Вори возле дома. Известная «Алёнушка» родилась в соседнем селе Ахтырка. В. А. Серов написал в абрамцевской столовой свой шедевр «Девочку с персиками» — портрет дочери Мамонтова, Верочки. М. В. Нестеров в своих полотнах «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею» на основе окружающего усадьбу пейзажа дал тонко и прочувствованно изображение русской природы. И по сей день эти места служат источником вдохновения для художников, призванных украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи. Морфологический разбор существительного >>>
|
|
|