Главная >> ГДЗ по русскому языку за 9 класс. Разумовская

Язык. Правописание. Культура речи

§ 6. Типы речи

2. В информативной части используется сложноподчиненное предложение, в изобразительной - ряд простых вопросительных предложений.

Сложноподчиненное предложение достаточно конкретно (Печорин говорит, когда и что он понял). Вторая часть показывает ход мыслей и ассоциаций героя, его внутренний диалог с самим собой.

II. 1. Основная мысль текста меняется: от «догнать во что бы то ни стало, не потерять» до «гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно».

2. Описание состояния окружающей среды

— Состояние окружающей среды словно говорит читателю, что счастье героя уже невозможно (Солнце спряталось в черной туче).

— Языковые средства одушевляют природу, делают ее героем событий.

Упр. 50 (261). Печорин как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня Черкеса и пустился в Пятигорск. Герой скакал, задыхаясь от нетерпения и беспощадно погоняя коня. Мысль о том, что он может не застать Веру в Пятигорске, молотком ударяла ему в сердце: возможность потерять Веру сделала ее для Печорина дороже всего на свете.

Конь героя начал тяжело дышать, спотыкаться на ровном месте и вдруг, на повороте, грянулся о землю. Печорин попытался поднять его — напрасно: Черкес застонал и через несколько минут умер. Герой остался в степи совсем один. Он решил идти пешком, но ноги его подкосились, он упал на мокрую землю и заплакал от отчаяния, как ребенок. Душа Перорина обессилела, вся твердость и хладнокровие исчезли как дым.

Но когда ночная роса и горный ветер освежили голову героя, он понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Он возвратился в Кисловодск, бросился на постель и уснул сном Наполеона после Ватерлоо.

Этот эпизод важен уже потому, что в «Герое нашего времени» он написан от лица Печорина. Мы видим человека в степи, совершенно одного; он не окружен обществом, он лишен всякой «театральности», он искренен. Этот эпизод — отрывок из дневника. Может быть, эти исповедальные записи героя дают для понимания его души больше, чем весь роман. Мы видим, что Печорин не лишен человеческих чувств, он «плачет, как ребенок», он впадает в отчаяние при мысли о том, что больше никогда не увидит Веру, которая стала для него «дороже всего на свете». И в то же время очевидно, что он не верит в собственное счастье, что он сознательно отказывается о него; счастье Печорина — либо «погибшее», как в этом эпизоде, либо необретенное.

Упр. 51 (275). 1. Идиллический — мирный, счастливый (толковый словарь).

2. Сочетание указанных типовых фрагментов.

3. Особая тональность описания создается автором путем использования назывных («Школа, где ты учился», «Дом, в котором ты жил») и безличных («Хорошо было», «И, главное, просто») предложений. Кажется, автор закрывает глаза и видит свое детство: вот дом, вот школа, вот двор. Также особый тон этому отрывку придает многоточие: чувствуется, что автор мог бы рассказать про свое детство еще очень много, что он ностальгирует по нему.

4. Второе описание выступает антонимом к первому. Тип речи — описание. Многоточие в этом фрагменте позволяет читателю самому представить весь ужас войны.

5. Ведущий тип речи - повествование. Иностилевые вкрапления: «Левый край поля находится на расстоянии стольких-то метров по азимуту такому-то от железной бочки на дне оврага» (официально-деловой); «Кто же так привязывает минные поля? Сегодня бочка есть, а завтра нет... Безобразие!..» (разговорный). Их функция — сделать текст правдоподобным, наглядным.

«И вдруг остановился, не веря своим глазам» - автор передает удивление фразеологическим оборотом.

Упр. 52 (н). Самостоятельно.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru