Главная >> География 10-11 класс. Гладкий

География мировой экономики

§ 27. Обрабатывающая промышленность

    Какие сдвиги произошли в структуре и размещении этой отрасли и почему? Какие страны являются лидерами в производстве продущии обрабатывающей индустрии?

Структура, особенности развития и размещения

Обрабатывающая промышленность мира представляет собой совокупность многочисленных отраслей, предприятия которых перерабатывают сырье и продукты, произведенные добывающей промышленностью и сельским хозяйством. К старейшим ее отраслям относятся черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, цементная, легкая, пищевая промышленность.

Под влиянием НТР во второй половине XX в. в обрабатывающей промышленности мира произошли колоссальные структурные и территориальные сдвиги. Появилось множество новейших отраслей — атомная промышленность, ракетостроение, электроника, биоиндустрия, различные отрасли химической индустрии. Именно на них приходится самая большая часть расходов НИОКР в ведущих странах мира.

На размещение мировой обрабатывающей промышленности оказывает влияние множество природных, технико-экономических и организационных факторов, общий уровень развития страны, степень вовлечения в мирохозяйственные связи и т. д. Все меньшее воздействие на размещение оказывает природно-ресурсная база государств.

Важным сдвигом в размещении обрабатывающей промышленности (особенно ее «нижних этажей», занятых переработкой сырья) развитых стран в последней четверти XX в. стадо приближение предприятий к морским портам, куда поступает ввозимое сырье. Заметное влияние на размещение промышленности оказал также энергетический кризис, вызвавший ликвидацию излишков мощностей, в результате чего производство сконцентрировалось на крупнейших и лучших по технологии предприятиях.

в результате индустриализации доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве быстро растет.

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НАИБОЛЕЕ РАЗВЕТВЛЕННАЯ СФЕРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Металлургия

Несмотря на усиливающуюся конкуренцию пластмасс, алюминия, керамики, сталь остается пока основным конструкционным материалом. Темпы развития черной металлургии в ведущих странах мира на рубеже XX—XXI вв. замедлились, однако это практически не коснулось развивающихся стран, где развитие стимулировалось стремлением западных стран избавиться от экологически грязных производств.

Существенно изменилась в последние десятилетия география мировой добычи железной руды. Использование богатой руды, добывающейся в странах, не входящих в мировую «элиту», привело к прекращению добычи в ряде железорудных бассейнов Западной Европы, а некоторые месторождения оказались исчерпанными. Основные производители и экспортеры железорудного сырья в мире — Бразилия, Индия, Венесуэла, Австралия, ЮАР, Либерия (рис. 45).

Морские перевозки железной руды

Основные производители чугуна и стали в мире — члены «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Австралия, ЮАР. Абсолютное большинство заводов черной металлургии мира сформировались как горнометаллургические комбинаты вблизи добычи сырья и (или) топлива или на путях подвоза руды к углю (Кливленд — Детройт — Чикагский район в США, Кузбасс в России, Лотарингия во Франции, Рур и Саар в Германии и т. д.).

Хотя цветная металлургия производит сегодня более 70 металлов, около 99% веса металлов приходится на алюминий, медь, цинк, свинец, никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден, титан и магний. Причем выплавка редких и стратегически важных металлов (титан, кобальт, германий, галлий, тантал, ниобий и др.) приурочена к развитым странам, тогда как получение алюминия, меди и некоторых других металлов налажено в развивающихся странах.

Руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла. Чтобы не перевозить «балласт» на дальние расстояния, обогащение руд организовано практически во всех странах, добывающих руды цветных металлов.

Крупнейшими производителями алюминия в мире являются Китай, Канада, США, Россия, Бразилия.

Существуют различные варианты размещения цветной металлургии: 1) преимущественно сырьевая ориентация (Медный пояс в Замбии, провинция Шаба в ДР Конго, Урал в России и др.); 2) ориентация на дешевую электрическую энергию (практически все мощные алюминиевые заводы тяготеют к крупным электростанциям); 3) транспортная ориентация; 4) ориентация преимущественно на потребителя.

Крупнейшими производителями цветных металлов являются страны «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Венесуэла и др.

Для нынешнего этапа развития цветной металлургии мира характерны: рост значения вторичного сырья и усиление в этой связи потребительской ориентации отрасли; опережающее развитие металлургии редких металлов; сдвиг отрасли (особенно алюминиевой) в развивающиеся страны, ближе к источникам сырья или к источникам дешевой энергии и рабочей силы.

МЕТАЛЛУРГИЯ — ОПОРНАЯ ОТРАСЛЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, В КОТОРОЙ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЛИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, А ТАКЖЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Машиностроение

Машиностроение — главный индикатор состояния экономики крупных стран мира. В начале XXI в. на эту отрасль приходилось около 35% мирового промышленного производства и около 27% занятых в промышленности. По общей стоимости продукции машиностроения первое место прочно занимают СИТА, затем идут Япония и Германия. Особенностью этих и других развитых государств Западной Европы, новых индустриальных стран является высокая экспортность и большой удельный вес продукции машиностроения в общей стоимости экспорта.

Ведущую роль в размещении новейших отраслей машиностроения имеет фактор наукоемкости.

Условно в структуре машиностроения мира можно выделить три большие группы, охватывающие более 90% всех выпускаемых этой отраслью товаров и приблизительно равных по стоимости продукции: 1) общее машиностроение, понимаемое весьма широко и включающее как станкостроение, так и выпуск всех видов производственного оборудования, сельскохозяйственных машин и т. д.; 2) транспортное машиностроение; 3) электротехника (включая электронику).

Доля новых индустриальных стран в ма шиностроительной продукции мира дос. тигла 1/4.

Размещение мирового машиностроения обусловлено многочисленными факторами, действие которых в каждом конкретном случае определяется региональными условиями. Традиционно весьма важную роль играет трудовой фактор, подразумевающий трудоемкость отдельных машиностроительных производств, уровень квалификации занятых, наличие сети специальных научно-исследовательских организаций и лабораторий. Современное размещение машиностроения определяет также научно-технический прогресс, влияющий на внутриотраслевые сдвиги, на рост трудовых издержек в производстве продукции и на интеграцию новейших производств с научными центрами.

Организация многих отраслей общего машиностроения (особенно тяжелого, в частности производств комплектного оборудования для новых предприятий) под силу лишь мощным индустриальным странам. Лишь страны «большой восьмерки» и Китай производят практически весь ассортимент продукции машиностроения.

Что же касается транспортного машиностроения и электротехники, то сегодня не только развитые и новые индустриальные страны, но даже некоторые развивающиеся государства освоили (с помощью западных фирм) выпуск автомобилей (рис. 46), телевизоров, радиоприемников, микроволновых печей и т. п. На рубеже XX—XXI столетий особенно интенсивно машиностроение развивалось в Японии, Италии, Республике Корее, на Тайване, в Испании, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Пуэрто-Рико, Китае.

    Главные производители автомобилей

ПО СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЧИСЛУ ЗАНЯТЫХ МАШИНОСТРОЕНИЕ ЗАНИМАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО СРЕДИ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЕГО НОВЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОИСХОДИТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТАКИХ ФАКТОРОВ, КАК НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, НАЛИЧИЕ СПРОСА.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru