Главная >> География 10-11 класс. Гладкий

География мировой экономики

§ 29. Транспорт и сфера услуг

    Что связывает транспорт а сферу услуг? в чем состоит специфика этих отраслей? Каковы особенности их размещения? Какие страны лидируют в развитии транспорта и сферы услуг?

Где линия «размежевания» между производственной и непроизводственной сферами?

Многие годы у нас в стране экономика подразделялась на два укрупненных сектора: производственная сфера и непроизводственная сфера. В первом случае результатами труда являлись товары, а в другом — услуги. Такое деление отраслей со временем оказалось несостоятельным. Во-первых, доход создается в обоих секторах, а во-вторых, во многих отраслях непроизводственной сферы (например, в торговле и общественном питании) еще продолжается процесс производства.

Размытость границ между указанными секторами экономики хорошо иллюстрирует транспорт. Одни его подотрасли, обслуживающие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, бесспорно, имеют производственное назначение, а вот пассажирский транспорт относится, скорее, к сфере услуг. А куда следует относить науку, с учетом того, что она, с одной стороны, может изучать «тонкости» сооружения египетских пирамид, а с другой — речь может идти об опытных лабораториях и конструкторских бюро, разрабатывающих передовые технологии?

Иначе говоря, линия «размежевания» между отраслями производственной и непроизводственной сфер условна, особенно когда речь идет о транспорте.

ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И СФЕРЫ УСЛУГ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ, ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ, СТРАНАМИ.

Транспорт и НТР

Транспорт — «кровеносная система» в сложном организме глобальной экономики. Он составляет материальную основу международного и внутригосударственного разделения труда. Особо значимо развитие транспорта для стран, обладающих большими размерами территории.

Научно-технические достижения коснулись всех основных видов транспорта — автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, электронного. Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, стал доступнее. Авиалинии уже пролегли через Северный полюс. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, кабельные линии. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов. На лучших электрифицированных железных дорогах мира скорости превысили 200—300 км/ч (Япония, Франция, Германия и др.). Появились супертанкеры грузоподъемностью 200—500 тыс. т.

Грузооборот и пассажирооборот — основные показатели работы транспорта. Первый исчисляется как произведение перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км); второй как — произведение количества пассажиров на расстояние перевозки (в км).

Углубление научно-технического прогресса внесло коррективы и в «разделение труда» между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных сдвигов на транспорте на рубеже XX—XXI вв. можно свести к следующему:

    существенно удлинилась транспортная система мира за счет сооружения новых шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей;

    упрочилось первенство автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет автомобилизации новых индустриальных стран, Китая, Индии, России и других государств постсоветского пространства;

    динамично развивался трубопроводный транспорт, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европе, России. Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн км;

    усилилась роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, новые индустриальные страны.

ДОСТИЖЕНИЯ НТР КОСНУЛИСЬ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА, ИЗМЕНИВ ЕГО ОТРАСЛЕВУЮ И ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ.

Сухопутный транспорт

Очень динамично в мире развивается автомобильный транспорт, позволяющий доставлять грузы «от двери к двери». Его состояние в отдельных странах определяется величиной парка автомобилей, протяженностью и состоянием автодорожной сети. Сеть автодорог мира (с твердым покрытием) значительно превосходит по протяженности железные дороги (в соотношении примерно 20:1), автомобильный транспорт обеспечивает около 80% мирового пассажирооборота. Примерно 2/з всего мирового автопарка сконцентрировано в двух регионах — в Северной Америке и Западной Европе. Стремительно увеличивается автопарк в России, однако автомагистрали в нашей стране нуждаются в коренной реконструкции. Автомобильный транспорт оказывает мощное воздействие на состояние окружающей среды. В этой связи важной становится тенденция создания «экологически чистых» транспортных средств.

Значение железнодорожного транспорта из-за конкуренции автомобильного заметно уменьшилось, в ряде стран Запада сократилась железнодорожная сеть. В России же сеть железных дорог увеличилась прежде всего за счет строительства БАМа. Наибольшую длину железных дорог имеют США, однако наибольшей их плотностью отличаются страны Западной Европы. Роль железных дорог в различных странах мира неодинакова в грузо- и нассажирообороте. Так, американцы сравнительно редко пользуются услугами железной дороги, в то время как граждане России, Японии, Индии делают это довольно часто.

Еще более динамично, чем автомобильный, развивался на рубеже XX—XXI вв. трубопроводный транспорт, специализирующийся на перемещении не только нефти, нефтепродуктов, природного газа, но и молока, зерна и т. д. Его достоинство — возможность прокладки магистралей в условиях любого рельефа местности, через большие водные пространства и т. д. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в России, Канаде и США. Первое место в мире по длине магистральных трубопроводов принадлежит США (более 600 тыс. км), затем следуют Россия, Канада, Германия.

В КОНЦЕ XX—НАЧАЛЕ XXI В. НАИБОЛЕЕ БЫСТРЫМИ ТЕМПАМИ РАЗВИВАЛСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ И ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Морской транспорт — мировой «извозчик». Речной транспорт

На морской транспорт приходится более 60% грузооборота всех видов транспорта. У этого «извозчика» масса достоинств. Грузоподъемность морских судов далеко превосходит возможности железнодорожных составов. Естественные морские пути не требуют особых затрат на «ремонт» и реконструкцию. Количество занятых на транспортных средствах невелико. Все это обеспечивает сравнительно низкую себестоимость морских перевозок грузов (прежде всего нефти и нефтепродуктов).

На рисунке 49 показан тоннаж торгового флота стран мира. Однако здесь имеется один существенный «подвох». Конкурентная борьба между морскими державами, стремление снизить издержки и максимизировать прибыли обусловили массовый перевод судов под «дешевые флаги» менее развитых стран, где дешевая рабочая сила и налоговые льготы.

    Торговый флот стран ivmpa

Великим путем мировой торговли издавна является Атлантический океан, пересекаемый важнейшими морскими дорогами. На обоих берегах Атлантики находятся такие крупнейшие порты мира, как Роттердам (Нидерланды), Нью-Орлеан (США), Марсель (Франция), Гамбург (Германия) и др. Выдвижение Японии, Китая и новых индустриальных стран Азии на мировую «авансцену» привело к стремительному росту грузооборота таких портов, как Шанхай (Китай), Кобе, Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур и др. (рис. 50).

Стратегический морской путь

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru