Главная >> География 10-11 класс. Гладкий

Регионы и страны

Латинская Америка

Экономика Латинской Америки

В последние десятилетия в Латинской Америке произошли глубокие политические и экономические преобразования. Военные диктатуры, правившие во многих странах, уступили место демократически избранным правительствам. Рыночно ориентированные программы по стабилизации экономики, наконец, начали приносить свои плоды. Однако дают о себе знать сложные и давние проблемы бедности и неравенства в доходах. Особенно чрезмерно неравенство в доходах в Бразилии, Мексике, Боливии, Чили, Венесуэле.

В начале XXI в. страны Латинской Америки экономически в значительной степени зависят от могущественного северного соседа — США. Более половины капиталовложений этой страны размещается именно здесь. Отсюда США получают до 70% необходимого им стратегического сырья (в том числе нефти и металлических руд).

Сегодня индустриальный облик региона определяют Бразилия, Мексика, Аргентина, в меньшей мере — Чили, Венесуэла, Колумбия и Перу. Несмотря на динамичное развитие обрабатывающей промышленности, прочные позиции в хозяйстве большинства стран региона по-прежнему занимает горнодобывающая (в основном горнорудное сырье и нефть; рис. 66). А рывок в развитии современных отраслей обрабатывающей промышленности сделала «большая тройка» — Бразилия, Мексика, Аргентина, которых все чаще относят к новым индустриальным странам. Что же касается стран Центральной Америки и Карибского бассейна, а также Боливии, Парагвая и некоторых других, то здесь в структуре индустриального производства преобладают пищевая и легкая отрасли.

    Экономическая карта Латинской Америки

Латинская Америка — крупный экспортер сырьевых товаров на мировой рынок, прежде всего нефти, руд черных и цветных металлов. По вывозу нефти выделяются Мексика и Венесуэла, меди — Чили, олова — Боливия, бокситов — Ямайка и Суринам, железной руды — Бразилия, свинца и цинка — Перу. Среди других экспортных товаров — хлопок (Бразилия), мясо, шерсть, кожсырье (Аргентина, Уругвай), сахар (Бразилия, Вест-Индия) и т. д.

Особенностью хозяйства стран Латинской Америки является возрастание доли промышленности в структуре экономики.

Ориентация латиноамериканской экономики на внешний рынок привела к образованию отдельных «сгустков» экспортного хозяйства в портах вывоза. Нередко столицы и главные порты вывоза совпадают (Буэнос-Айрес, Монтевидео, Гавана и др.).

    Банановая плантация

Во многих странах региона основной сферой материального производства остается сельское хозяйство, в котором занята преобладающая часть трудоспособного населения. Конечно, используя методы «зеленой революции», крупные фермерские хозяйства Мексики, Бразилии, Аргентины, Колумбии существенно повысили эффективность аграрного сектора в своих странах. Однако эти результаты заметно контрастируют на фоне застойного положения сельского хозяйства в Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Боливии и др.

В составе отрасли доминирует растениеводство. Во многих странах преобладает возделывание тех или иных культур: в Бразилии — кофе, сахарного тростника и сои, в Колумбии, Гватемале, Сальвадоре, Коста-Рике — кофе; в Эквадоре, Гондурасе и Панаме — бананов; в Гайане, Доминиканской Республике и Кубе — сахарного тростника; в Мексике — кукурузы (маиса); в Перу и Никарагуа — хлопчатника и т. д. Главный район животноводства Латинской Америки находится в пределах Аргентины и Уругвая (вокруг эстуария Ла-Платы).

Одно из главных препятствий на пути экономического развития региона — отсутствие современной транспортной сети. Следствие этого — крайне слабые сухопутные связи между странами. Лишь около 5% внутрирегиональной торговли осуществляется по суше. Такое положение во многом связано с тем, что строившиеся ранее железные и шоссейные дороги были предназначены для подвоза минерального сырья и сельскохозяйственной продукции к портам. Важнейшее значение сохраняет Панамериканское шоссе, протянувшееся от границ США до Буэнос- Айреса через все столицы стран континента (за исключением Гайаны, Гвианы и Суринама), а также Трансамазонская магистраль.

Трубопроводный транспорт наиболее важное значение имеет в Венесуэле (члене ОПЕК). Интенсивно развивается речной транспорт на реках бассейнов Ла-Платы, Амазонки, Ориноко, Рио-Гранде и др. Но решающую роль во внешнеэкономических связях стран Латинской Америки (за исключением Мексики) играет морской транспорт.

ХОТЯ ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ ОТНОСЯТ К РЕГИОНУ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, УРОВЕНЬ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СУЩЕСТВЕННО ВЫРОС, А БРАЗИЛИЮ, АРГЕНТИНУ И МЕКСИКУ ВСЕ ЧАЩЕ ВКЛЮЧАЮТ В ЧИСЛО НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН.

    Запомните

Креолы. Метисы. Самбо. Мулаты. Экспортное хозяйство. Панамериканское шоссе. Трансамазонская магистраль.

    Это я знаю

1. Каково происхождение названия Латинская Америка?

2. Из государств Южной Америки выход к морю не имеют: а) Парагвай и Уругвай; б) Уругвай и Боливия; в) Боливия и Парагвай.

3. В структуре промышленности большинства стран ведущее место принадлежит: а) добывающей; б) обрабатывающей.

4. Чем обусловлен высокий уровень урбанизации в странах Латинской Америки? С какими проблемами сталкиваются жители городов?

5. Чем объяснить приморское положение многих промышленных районов Латинской Америки?

6. Каковы особенности хозяйства государств Латинской Америки?

    Это я могу

7. В чем преимущества и недостатки ближайшего соседства многих стран Латинской Америки с США?

8. Объясните, почему среди развивающихся стран многие страны Латинской Америки име- ют наиболее высокий уровень экономического развития.

9. Нанесите на контурную карту: а) государства Латинской Америки и их столицы; б) полезные ископаемые региона.

10. Сгруппируйте народы региона по этническому составу и антропологическому происхождению.

11. Многие народы и страны Латинской Америки имеют очень древнюю культуру. Соберите материалы, рассказывающие о ней.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru