Главная >> География 10-11 класс. Гладкий

Глобальные проблемы человечества

Экологическая проблема

В центре внимания ученых в последние десятилетия еще одна экологическая опасность — разрушение озонового слоя Земли, который защищает планету от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Есть мнение, что причина разрушения озонового слоя — резко возросшее производство и использование так называемых фреонов в холодильных установках, в виде аэрозолей и т. д.

Интенсивная хозяйственная деятельность привела к сильному загрязнению Мирового океана. В него ежегодно попадает более 1 млн т нефти (катастрофы танкеров и буровых платформ, слив загрязненных нефтью вод с судов, потери на морских нефтепромыслах, отходы промышленности и городов, в том числе тяжелые металлы и даже радиоактивные отходы в контейнерах. Особо загрязнены окраинные моря Мирового океана — Северное, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское, заливы Персидский, Мексиканский (рис. 96). Загрязнение привело к сокращению биологической продуктивности Океана.

Нефтяная пленка на поверхности Мирового океана

Решение экологической проблемы во многом зависит от рационального использования природных ресурсов, современных технологий, а также от экологической культуры людей, от «разумной достаточности» в потреблении. Не случайно в материалах Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге ведущее место отводится экологическому образованию, нравственным аспектам и вопросам ответственности людей за судьбу планеты и судьбы будущих поколений.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕГРАДАЦИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЗЕМЛИ ПО-РАЗНОМУ, ОДНАКО ОНИ ЗАТРАГИВАЮТ ВСЕ СТРАНЫ, ПОЭТОМУ МОГУТ БЫТЬ РЕШЕНЫ ТОЛЬКО ПРИ ШИРОКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ.

    Запомните

Глобальный экологический кризис. Уничтожение лесов. Опустынивание. Водоресурс ные проблемы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Загрязнение Миро вого океана. Кислотные дожди. Киотский протокол. Экологическая культура.

    Откройте атлас

1. Покажите на карте страны и регионы мира, где наблюдаются отчетливо выраженные процессы: а) опустынивание; б) заболачивание; в) засоление; г) бесхозяйственная вырубка и деградация лесных массивов. Объясните, чем вы руководствовались, делая свой выбор.

    Это я знаю

2. Почему экологическая проблема выдвинулась среди глобальных проблем на первое место?

3. Что представляет собой деградация природной среды? Расскажите об основных направлениях этого процесса.

4. Известно, что главным инициатором подписания Киотского протокола выступила «рациональная» Европа. Чем это можно объяснить?

5. Как вы думаете, почему Киотский протокол не ратифицирован США, Великобританией, Китаем?

6. Японцы еще в начале XX в. видели вершину своего символа — Фудзиямы — сто дней в году. К концу века они могли любоваться ею лишь двадцать дней. Сейчас вершина Фудзиямы видна около двух месяцев. В чем причина этого?

    Это я могу

7. Нарисуйте схему, раскрывающую взаимосвязь экологической проблемы с другими глобальными проблемами.

    Это интересно

8. В тексте параграфа перечислены основные направления деградации природной среды в мире. Попробуйте установить их региональные различия. Обоснуйте свою точку зрения.

9. Подготовьте сообщение на тему «Пути решения экологической проблемы». Используйте следующую литературу:

1. Гладкий Ю. Н., Л авров С. Б. Дайте планете шанс. — М., 1995.

2. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. — М., 2007.

3. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. — М., 1997.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru