|
|
|
Земля как планета
Времена годаПочему с наклоном жить веселей?Распределение света и тепла на земном шареПроведите простой эксперимент. Направьте свет фонарика на пол так, чтобы он падал отвесно. Не фонарик, конечно, а его свет. Что вы увидите на полу? Ярко освещённый круг. А теперь поверните фонарик так, чтобы его свет падал косо. Что вы увидите в этом случае? Освещённый овал. По размерам он будет больше того круга света, который был в начале опыта. Но зато яркость его гораздо меньше. Что произошло? В обоих случаях фонарик один и тот же, пол — тоже. Изменился угол падения лучей. Теперь то же самое количество света, которое было в начале опыта, распределяется на большей площади. А это значит, что на каждый квадратный сантиметр площади пола в конце опыта приходится меньше света. Поэто- му-то световой овал и оказался бледнее, чем круг. А теперь заменим фонарик на Солнце, пол — на поверхность Земли и сформулируем один из самых важных географических законов. Количество света и тепла, приходящее на поверхность Земли, зависит от того, под каким углом падают на неё солнечные лучи (рис. 41). Эта закономерность определяет большинство процессов, происходящих на нашей планете. Например, благодаря ей природа нашей планеты так разнообразна. Эту закономерность мы обязательно ещё не раз вспомним на уроках географии.
Теперь пора вспомнить о том, что Земля имеет форму шара. Посмотрите на рисунок 42. Видите, что получается? Чем дальше от экватора, тем меньше угол, который солнечные лучи образуют с земной поверхностью. А это означает, что в районе экватора поверхность Земли освещается отвесно падающими лучами, которые (вспомните про опыт с фонариком) дают этой поверхности максимальное количество света и тепла. В районе полюсов лучи солнца падают на земную поверхность под малым углом, они почти скользят по поверхности. Света и тепла они дают совсем немного. Таким образом, количество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.
|
|
|