|
|
|
Материки и страны
§ 56. КитайМы знаем о Китае
«Поднебесная империя», или «Срединная империя», Чжунго (чжун — середина, го — государство) — так китайцы называют свою страну. С древности сложилось их убеждение в том, что Китай является географическим и культурным центром мира, окружённым варварскими государствами. Порох, магнитный компас, бумага и книгопечатание, фарфор, шёлк изобретены в Китае более тысячи лет назад. Иероглифы — рисованные знаки древней системы китайского письма, которому больше 2500 лет. Великая Китайская стена — грандиозное крепостное сооружение, возведённое для защиты от кочевников в III в. до н. э. Огена протянулась на несколько тысяч километров. Великий шёлковый путь — маршруты, по которым в древности шли торговые караваны в Переднюю Азию. Оттуда диковинные товары попадали в Европу. Великая Китайская — равнина колыбель китайской цивилизации, самое сердце страны. Здесь существуют одни из самых древних культурных ландшафтов планеты. Рис и чай — основа питания китайцев. Как и всю остальную пищу, рис едят палочками. Чай пьют по несколько раз в день. Самая многолюдная страна на планете — численность населения Китая превысила 1300 млн человек, это 1\5 всех жителей Земли. КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога, первая в Северо-Восточном Китае. Была построена Россией в 1897-1903 гг. Место Китая на картеКитай — огромная многоликая страна, расположенная в Восточной Азии. Горные районы и пустыни занимают 2\3 территории па западе страны. Хребты и каменистые пустыни Тибета подняты над уровнем моря на 4500 м и обрамлены высочайшими в мирт горными системами Гималаев и Куньлуня. Вместе с высокими пустынными равнинами и горами Восточного Тянь-Шаня они образуют грандиозную дугу. Эта дуга охватывает область низких равнин Восточного Китая. Великая Китайская равнина — житница страны, орошаемая водами и сложенная наносами крупнейших рек Янцзы и Хуанхэ. Юг страны также горист. С северо-запада на юго-восток возрастают среднегодовая температура и количество осадков. Климат меняется от умеренного резко континентального до тропического.
Место Китая в миреКитайская Народная Республика — крупнейшее государство мира. Оно занимает первое место в мире по численности населения, второе — по стоимости производимой продукции и услуг, третье — по площади (9,6 млн км2). В Китае выпускают практически все виды промышленной продукции — от мотыги до космического корабля. В его недрах залегают почти все виды полезных ископаемых планеты. Страна больше всех в мире добывает угля и железной руды, выплавляет стали, производит цемента, выпускает велосипедов, телевизоров, видео- и аудиоаппаратуры, мобильных телефонов, собирает компьютеров. Китай имеет собственную программу космических исследований и запускает пилотируемые корабли. В недавнем прошлом практически вся промышленная продукция выпускалась на государственных предприятиях, теперь основную часть товаров производят частные компании. Современный Китай превратился в одну из самых быстрорастущих в хозяйственном отношении стран мира. Каждые 7-8 лет он удваивает производство товаров и услуг. Ныне страна обеспечивает практически всем необходимым собственное население. Кроме того, Китай одевает и обувает почти полмира и производит самые сложные машины, оборудование и приборы. Вместе с тем по среднему уровню благосостояния населения Китай значительно уступает наиболее развитым странам, и сотни миллионов его граждан, особенно в деревнях, живут за чертой бедности.
Китайцы: происхождение, занятия, образ жизниПодавляющее большинство граждан страны, 94% жителей, — китайцы, именующие себя ханьцами (но названию одной из древних правящих династий Китая). Остальные 6% населения приходятся на другие народы (тибетцы, уйгуры, монголы и др.). Отличительными чертами китайцев традиционно являются трудолюбие, организованность, исполнительность и особое ощущение единства человека и природы: вода, камень, дерево, цветы, птицы всегда наделены символическим значением. Например, дракон — покровитель гор и рек, владыка Востока. Черепаха символ долголетия, её выпуклый панцирь воплощает Небо, а плоское брюшко — Землю.
|
|
|