|
|
|
Природно-хозяйственные зоны России
Южные безлесные зоны РоссииЧем богаты полупустыни и пустыни России?В пределах полупустынной (и пустынной) зоны находится совершенно отличный от неё оазис — Волго-Ахтубинская пойма. Если окружающая территория безлесная равнина со скудной растительностью, царство овец и верблюдов, то здесь — буйные заросли, масса водных проток, изобилие рыбы, а с XX в. — плантации бахчевых и овощей, а также посевы риса. Отсюда в конце лета — начале осени отплывают сотни барж с арбузами, помидорами, другими дарами Ахтубы на север — в города Центра, Поволжья, Урала (до Перми и Соликамска) и даже Северо-Запада — до Санкт-Петербурга по Волго-Балтийскому водному пути. Волго-Ахтубинская пойма — удивительный мир разнообразия на фоне окружающих полупустынь. Этот созданный природой оазис — наше наследие, которое нужно сберечь для потомков.
Другое уникальное творение природы — солёное озеро Баскунчак в Астраханской области. Это озеро площадью около 115 км2 но солёности воды (около 300 г/л) соперничает с Мёртвым морем. В первом географическом описании России — «Книге Большого Чертежа» — озеро Баскунчак упоминается как место «где ломают соль чистую, как лёд».
Издавна на озере добывали очень чистую соль. В старину сё отправляли по шёлковому пути, а в наше время — по специально построенной железной дороге. Другое богатство — вода, насыщенная полезными солями на 90%, лечебные глины, целебный воздух. Однако, кроме славы «всероссийской солонки», па озере Баскунчак вполне возможно создать курорт мирового уровня.
Это я знаю 1. Выберите признаки, которые характеризуют зону полупустынь и пустынь: а) подзолистые почвы: б) растения дуб, ясень, каштан; в) растения имеют длинные корни, листья превращены в колючки; г) суровая зима; д) недостаточное увлажнение. 2. Найдите слово, не характеризующее зону полупустынь и пустынь: сайгак, тушканчик, енот, суслик. 3. Дайте характеристику полупустынь и пустынь на основе текста параграфа и географических карт. 4. Раскройте влияние природных условий полупустынь и пустынь на хозяйственную деятельность людей. 5. Установите соответствие между природной зоной и типичными представителями её растительного мира.
Это я могу 6. Нанесите на контурную карту зону полупустынь и пустынь. Какую площадь занимает эта зона в сравнении с другими природными зонами России? Это интересно 7. Подберите стихи, фрагменты произведений о полупустыне или пустыне. Что в этих описаниях вас удивило? 8. Можно ли сказать, что южные районы более важны для нашей страны, чем северные? 9. Когда описывают растительный и животный мир полупустынь и пустынь, его называют загадочным, удивительным. Как вы думаете, почему?
|
|
|